Заполнение смр инструкция по заполнению

1. Назначение и роль автомобильной накладной CMR

CMR (международная товарно-транспортная накладная) — основной документ международной автомобильной перевозки грузов, представляющий собой договорное соглашение между отправителем, автотранспортным предприятием (перевозчиком) и грузополучателем.

Бланк международной автомобильной накладной СМR унифицирован для всех государств, если страна отправителя или получателя ратифицировала Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.) в части договора о международных автомобильных грузоперевозках.

Нормы Конвенции закрепляют правила и порядок, по которому осуществляются перевозки автомобильным транспортом, в том числе и для государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 ст. 1 Конвенции).

Действующие условия не распространяются на транспортировку:

· грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;

· мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);

· тела усопших родственников, членов семьи.

В Российской Федерации форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Данные правила заполнения применяется при международных автомобильных грузоперевозках как с дальним зарубежьем, так и между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Перевозки Россия — Казахстан оформляются аналогично. При заполнении важно учитывать, что данные бланки CMR являются фактом, подтверждающим ввоз-вывоз товара при экспорте-импорте стран-участников Таможенного Союза «Россия-Беларусь-Казахстан» и используются в качестве приложения при налоговой и статистической отчетности. 

При экспорте-импорте в страны-участников Таможенного Союза/ЕАЭС «Россия-Беларусь-Казахстан-Армения-Киргизия» документ CMR заполняется на русском языке. 

При экспорте-импорте в страны дальнего зарубежья документ CMR заполняется на национальном языке стран (английский, немецкий, итальянский и пр.)., где пройдет перевозка или на английском. Однако обязательно придется предоставить в российский налоговый и таможенный орган вариант CMR с переводом на русский язык.

Данный документ обеспечивает стандартные условия перевозки грузов в международных направлениях. Документ имеет непосредственное применение в области прочих прилагаемых документов и ответственности перевозчика, чтобы упростить автоперевозку и международную торговлю. 

спользование СМR предполагает вовлечение в международную транспортную процедуру хотя бы одну из стран контрагентов (страна отправления или назначения) к подписанию Конвенции СМR

Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.

2. Нормативное регулирование заполнения CMR в России

1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).

2. Письмо ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006 «О направлении информации» (вместе с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»)

• Приложение. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11

• Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR»

• Глава 1. Общие положения

• Глава 2. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у отправителя груза

• Глава 3. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у перевозчика (экспедитора)

• Глава 4. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у получателя груза

• Приложение. Международная товарно-транспортная накладная (CMR) (Форма)

3. Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» (вместе с «Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт…» Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill)

См. пункт 8.1.2 Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill). Регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).

1. Для каких видов транспорта применяется

2. Каким субъектом применяется •

3. Сколько экземпляров составляется •

4. Кем из работников составляется •

5. Обязательные реквизиты документа •

9. Использование в смешанном сообщении •

10. Использование в международном сообщении

12. Дополнительные документы

13. Ошибки в оформлении документа

3. Кто должен заполнять CMR

Заполнять бланк международной товарно-транспортной накладной CMR могут:

· транспортная компания (если её представитель находится рядом с местом погрузки), 

· водитель (что практически никогда не используется , но право такое он имеет и правила заполнения CMR знать обязан), 

· экспедитор (самая распространенная форма)

· отправитель груза (как никто другой, он заинтересован в правильности оформления всех товаро-сопроводительных документов). Например, в случае экспорта товара с территории России, оригинал CMR, с отметками всех границ и таможен, является одним из важнейших документов, подтверждающих право на возврат экспортного НДС.

4. Как оформлять бланк СМR

Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в 4-х (четырех) экземплярах:

— для фирмы перевозчика / для фрахтовщика;

— для расчетов: в некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.

Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.

Отправитель заполняет графы 1-15, 21-22.

Перевозчиком заполняются графы 16-19, 23, 25-29.

Получатель груза ставит отметку в графе 24 «Груз получен».

ВНИМАНИЕ! Бланк подписывают грузоотправитель и перевозчик!

5. Правила заполнения бланка автомобильной накладной CMR

Подробнее назначение основных пунктов накладной:

Пункт 1  — основные реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна).  Указываем полное наименование стороны-отправителя, юридический адрес. Сокращения недопустимы. Если товар отправляется по поручению другой организации, после сведений об отправителе пишем данные стороны-получателя.

Пункт 2  — основные реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна): полное (юридическое) наименование и адрес, ИНН. Если получателем является таможенный представитель, делается примечание «для фирмы…».

Пункт 3 — адрес места осуществления фактической выгрузки. Этот пункт можно дополнить пунктом 13, где обычно указываются все дополнительные условия по организации доставки и выгрузки груза. Указывается именно конечный адрес доставки товара. Перемещение груза на другой адрес недопустимо.

Пункт 4 — место и дата погрузки груза. Указывают время и дату погрузки, а также точный адрес места отгрузки.

Пункт 5 — перечень основных прилагаемых документов. Конвенция КДПГ точно их не определяет, при этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами. К указываемым документам относятся: счет-фактура (Invoice), ТТН, сертификаты о происхождении (Certificate of origin form «A», form «CT-1» и др.), упаковочные листы (Packing list), книжка МДП (TIR Carnet), сертификаты качества для товаров промышленного производства; ветеринарные сертификаты для продукции животного происхождения; карантинные сертификаты для грузов растительного происхождения; акт загрузки товара. В графе это может быть описано сокращениями с номерами и датами документов: INV, P/List, TIR , Vet Certif и прочие.

Однако, например, если у отправителя не было сделки (ввоз имущества как вклад в уставной фонд СП и подобное…) инвойса может не быть, а поэтому он не «должен» , а именно — «может» указываться в графе 5, в зависимости от особенности сделки. Так же это справедливо для ситуации, когда ИП купил за границей товары для себя и соответственно в графе будет номер чека.

Пункт 6 – знаки и номера. Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».

Правила заполнения CMR при осуществлении контейнерных перевозок, ничем не отличаются от обычного порядка. Кроме того, что некоторые данные в CMR должны обязательно соответствовать данным морского коносамента и дополнительно вносятся данные в графу 14 – «место возврата порожнего контейнера».

При перевозке опасных грузов в графе 6 заполняются знаки и номера и классификация перевозимого товара по ДОПОГ (ADR), а также класс опасности.

Пункт 7 — количество мест груза. При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.

При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Пункт 8 — вид упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). 

Пункт 9 — общее наименование груза, при невозможности поместить наименования в графу 9 допустимо сокращение: смотри расшифровку в счет-фактуре (инвойсе).

Это бывает, когда в одном транспортном средстве перевозятся товары разных наименований или групп товаров, например «сборный груз» . В таких случаях в графе 9 пишется название подгруппы товара, например, «бытовая электроника» и перечисляются коды ТНВЭД (через запятую), а затем делается запись: «see in invoice» — смотри в инвойсе. Соответственно, вся информация должна полностью соответствовать перечню товаров в прилагаемом инвойсе (счете). Инвойс может содержать и 20-ть, и 30-ть страниц, что конечно невозможно уместить в графу 9 CMR.

Пункт 10 — код товара по Гармонизированной системе или классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС. Для данной графы достаточно указать не менее 6 знаков кода.

Пункт 11 — общий вес брутто (в килограммах). При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Пункт 12 — объем, занимаемый грузом (в м3). Заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях – необязательно.

Пункт 13 — дополнительные указания отправителя (таможенная и прочая обработка). Это может быть — уточнения по месту доставки или таможенной очистки груза, условия выгрузки и т.д.). Так же может указываться государственный номер полуприцепа или контейнера. 

На практике в графе 13 указываются полные реквизиты таможенного терминала (склада СВХ), на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующего Свидетельства склада (СВХ), адрес. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза. В нижней части поля указываем стоимость.

Пункт 14 – возврат, заполняем при условии перевозки контейнером. Указываем место возврата контейнера после разгрузки.

Пункт 15 — условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом графе указывается сокращенная аббревиатура международного термина базиса поставки, принятый по «Инкотермс».

Пункт 16 заполняется транспортным предприятием: реквизиты транспортной компании (наименование, адрес, код ОКПО, телефон, факс, регистрационный номер в АСМАП), как правило, в виде штампа и заверяется печатью организации. 

Пункт 17 — реквизиты последующего перевозчика. Заполняется только в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками и планируется перегрузка товара с одного транспортного средства на другое. Прописывается информация об экспедиторе (агенте), контролирующем грузоперевозку. Данные графы заверяются печатью агента.

Пункт 18 — оговорки (замечания) перевозчика. Этот пункт заполняется при передачи груза перевозчику в случае нарушения внешнего состояния груза и его упаковки. Если CMR не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии (в момент принятия груза перевозчиком), а также число грузовых мест, их маркировка и нумерация мест соответствовали заявленному в сопроводительных документах. Замечания перевозчика вписываются во все экземпляры, первый из которых остается у грузоотправителя. В случае применения самокопирующихся бланков CMR, замечания могут быть вписаны только в первый лист (остается у грузоотправителя). 

ВНИМАНИЕ! При заполнении графы 18 обратите особое внимание. Если в графе 18 CMR оговорки отсутствуют, считается, что товар был принят в надлежащем состоянии, число мест, вес, упаковка соответствует указанным в накладной. Если не вписать оговорки и указания в первый экземпляр для грузоотправителя, то доказать несоответствие будет невозможно.

Пункт 19* — особые согласованные условия перевозки. Здесь может быть указано ограничение скорости движения (при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов), запрещение перегрузки товара или мойки полуприцепа. В этом пункте указывается температура камеры рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. Здесь же может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке перевозчик обязан возместить ущерб (который не может превышать провозных платежей), если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб. 

Пункт 20* заполняется отделом расчетов после завершения перевозки. В настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах. Допустимо не заполнять это поле.

C 2018 г установлено при выгрузке груза в местах временного хранения товаров для осуществления заявленной таможенной процедуры либо для совершения иных действий представитель склада временного хранения указывает в графе 20 СМR-накладной: 

• время прибытия автомобиля под разгрузку в часах и минутах, 

• время убытия после окончания разгрузки также в часах и минутах. 

Материально ответственное лицо склада временного хранения ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), а также указывает номер и дату складского документа, подтверждающего принятие товара на хранение. 

Пункт 21 — наименование населенного пункта в котором составлялась CMR, и дата ее заполнения. 

Пункт 22 – указывается точное фактическое время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки,  заверяются штампом отправителя и подпись ответственного лица.

Пункт 23 — номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика. Подписывая этот пункт накладной CMR, водитель тем самым подтверждает, что он принимает условия договора перевозки. 

Пункт 24— фактическое время и дата прибытия-убытия в место выгрузки. Фактом сдачи груза является проставление даты, подписи и печати грузополучателя. В случае обнаружения при выгрузке и приемке несоответствия количества мест и веса заявленному в CMR, а также порча или повреждение груза, в данном пункте CMR проставляются соответствующие отметки с составлением акта приема товара. В акте указываются количества недостающего либо испорченного груза. Акт подписывается в течение первых суток с момента обнаружения комиссией в составе незаинтересованных лиц (представителя таможенного органа, эксперта торговой палаты), а также грузополучателя и перевозчика. 

___________________________________________ 

*- пункты, необязательные к заполнению.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 — их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.

Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн.

После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.

Бланки CRM можно купить у наших партнеров, со скидкой, напиши нам и ответим по запросу.

6. Ошибки в оформлении документа

Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

7. Где купить бланк CMR

Форма бланка CMR стандартная, унифицированная конвенцией, но форма она не относится ни к ценным, ни  к именным документам. CMR могут продаваться в специализированных магазинах бланков или транспортной литературы. Их можно приобрести в магазинах или сервисных центрах АСМАП и прочих ассоциаций международных перевозчиков.

Вполне допустимо применение форм CMR, попросту распечатанных из специализированных программ для заполнения транспортных и таможенных документов, или из интернета на простой офисной белой или самокопирующейся бумаге формата А4.

Некоторые Экспедиторы и Перевозчики печатают свои тиражи фирменных бланков CMR с нанесением своих фирменных знаков и небольшой корректировкой полей для удобства заполнения. Важно соблюдение только двух условий: содержание и названия граф CMR должны быть по стандарту Конвенции КДПГ, все страницы одного комплекта CMR должны иметь одинаковый порядковый номер. Количество страниц в CMR выбирается от типа груза, количества грузополучателей и прочих условий конкретной перевозки на усмотрение Перевозчика. Страниц может быть 4, 6, 12.

Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн. После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.

Бланки CRM можно купить у наших партнеров по 1 шт. или коробкой от 500 шт., напишите нам, ответим по запросу.

8. Образец Бланка СМR международной товарно-транспортной накладной

Что такое международная транспортная накладная CMR

Транспортная накладная CMR – это документ, который подтверждает контракт на перевозку груза между поставщиком, покупателем и транспортировщиком. В ней содержатся сведения о перевозимом товаре.

Международную транспортную накладную оформляют, если хотя бы одна страна из пунктов отправки-доставки грузов ратифицировала Конвенцию о договоре международной дорожной грузоперевозки от 19 мая 1956 года (КДПГ). В ней закреплены правила перемещения грузов посредством автотранспорта, которые применяются ко всем договорам подобных грузоперевозок, в том числе осуществляемых госучреждениями (п. 3 ст. 1 Конвенции).

Международная транспортная накладная CMR применяется только для автомобильных грузоперевозок. Для её оформления во всех странах используются одинаковые бланки. При вывозе груза из России документ заполняется на русском языке.

Зачем нужна CMR

Международная транспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, он будет разрешён с применением норм Конвенции.

CMR-накладная выполняет следующие функции:

  • Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, необходимую для заключения договора о перевозке.

  • Позволяет отслеживать перемещение груза и определять ответственных за его доставку. В ЦМР по мере осуществления перевозки делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Кроме того, в накладной ЦМР ставятся таможенные штампы.

  • Служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях.

Кто и когда заполняет CMR

Международная транспортная накладная CMR заполняется при одновременном выполнении следующих условий:

  • перевозка является международной;

  • груз доставляется автомобильным транспортом;

  • транспортировка производится на платной основе;

  • место отправки или место получения товара происходит на территории страны-участницы КДПГ.

В противном случае следует оформить другой документ, отвечающий целям и задачам контрагентов.

Конвенция не применяется при перевозке:

  • почтовых отправлений;

  • личных вещей граждан при переезде;

  • тел умерших.

Это значит, что оформление накладной CMR в указанных случаях не требуется.

Международную транспортную накладную оформляют грузоотправитель и перевозчик перед отгрузкой товаров. Получатель товара ставит отметку о дате и месте получения товара.

Где взять бланк CMR

Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но в каждой стране есть свои особенности заполнения.

В России правила заполнения определяются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В нём же можно найти форму накладной ЦМР.

Бланк международной транспортной накладной CMR

Как заполнить накладную CMR

Отправитель заполняет графы 1-15, 21-22, перевозчик – графы 16-19, 23, 25-29. Получатель груза ставит отметку в графе 24 «Груз получен».

Основные правила заполнения международной транспортной накладной CMR указаны в приведённой ниже таблице.

Кто заполняет

Содержание графы

1-2

Отправитель

Полное наименование и реквизиты отправителя и получателя

3

Адрес, куда необходимо доставить груз

4

Место и время отгрузки

5

Список прилагаемых документов: спецификации, счета-фактуры, сертификаты и т.п.

6-12

Сведения о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, класс опасности, тип упаковки и т.п.

13

Сведения о таможне, через которую будет вывозиться груз; объявленная стоимость товара.

14

Сведения о полуприцепе или контейнере и место его возврата

15

Условия оплаты в соответствии с Incoterms

16

Перевозчик

Наименование, реквизиты перевозчика и его печать

17

Последующий перевозчик

Заполняется, если в процессе доставки товара планируется его перегрузка. Указываются данные «дополнительного» перевозчика и его печать

18

Перевозчик

Различные замечания, касающиеся груза (упаковка, внешний вид и т.п.)

19

Информация о тарифах за доставку

20

По согласованию всех сторон

Особые условия (сроки поставки и расчётов, страховка и т.п.)

21

Отправитель

Место и дата заполнения документа

22

Время прибытия под погрузку и отправления загруженного автомобиля с подписью и печатью отправителя

23

Перевозчик

Сведения о водителе, его подпись и печать перевозчика

24

Получатель

Отметка о приёмке груза с указанием даты и времени прибытия и убытия автомобиля. Заверяется подписью ответственного лица и печатью получателя

25-26

Перевозчик

Сведения об автомобиле (модель, госномер)

27-29

Расчёт стоимости доставки

Если в ходе перевозки возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой, их можно отразить графе CMR № 18. Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надёжна или повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.

Если графа 18 пустая, считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений.

Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.

Образец заполнения CMR

Частые ошибки при заполнении CMR-накладной

CMR – сложный документ, и ошибки при его заполнении нередки. Ответственность за них несёт тот, кто неправильно заполнил свою графу в накладной.

Неверно указан адрес

Юридический адрес отправителя или получателя и фактический адрес загрузки или выгрузки товаров не всегда совпадают. При указании адресов в соответствующих графах нужно быть внимательными, иначе товар может прибыть не на склад, а прямо в офис получателя.

Нет отметки о дате или времени загрузки

Эта информация очень важна при определении срока поставок. За нарушение сроков поставки обычно прописываются большие штрафы, поэтому сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на автомобиль.

Неверный код товара

Код товара указывается по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). С неверным кодом будет сложно пройти таможенную проверку. Внесение изменений в документ требует времени, что может привести к срыву сроков, а до этого груз и автомобиль будут находиться на складе временного хранения – разумеется, не бесплатно.

Чтобы избежать таких трудностей, на этапе заполнения ЦМР можно уточнить код товара у таможенного представителя или напрямую в ФТС.

Электронные накладные e-CMR

В 2008 году был подписан дополнительный протокол к CMR Конвенции о статусе электронной накладной. Протокол не исключает бумажные накладные, а вводит возможность использования документа либо в электронном, либо в традиционном виде.

На сегодняшний день дополнительный протокол к Конвенции ратифицировали 34 страны. Россия присоединилась к нему в 2018 году. Это не значит, что обмен электронными ЦМР уже идёт полным ходом между всеми государствами-участниками.

Обмен e-CMR внедряется постепенно. С 2020 года проводился пилотный проект по обмену электронными ЦМР между Россией и Республикой Беларусь. В ходе пилотного проекта были «обкатаны» различные сценарии грузоперевозки, опробованы разные форматы электронной ЦМР, протестирована возможность подписания документа электронными подписями двух государств с участием доверенной третьей стороны (ДТС).

В России с 1 сентября 2022 года введена электронная форма транспортной накладной ЭТрН. Сейчас её можно применять по желанию, но Минтранс планирует перевести все грузосопроводительные документы в электронный вид, а это значит, что рано или поздно они станут обязательны для всех.

Перевод грузосопроводительных документов в электронный вид связан с внедрением ГИС ЭПД – государственной информационной системы электронных перевозочных документов. Её цель – сделать грузоперевозки более прозрачными и безопасными, снизить риск потери документов и ошибок в процессах, упростить проверки – контролирующие органы смогут получать информацию из ГИС, не запрашивая документы у участников грузоперевозки.

Обменивайтесь электронными перевозочными документами в сервисах от аккредитованного Минтрансом оператора ИС ЭПД «Калуга Астрал». Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

«Платформа ЭПД» – интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать данные в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

В 2023 году российский стандарт ЭТрН планируют состыковать с е-CMR, чтобы обеспечить бесшовность применения ЭПД для международных перевозок. Сейчас тестируется взаимодействие российского и белорусского стандарта в е-CMR. В пилоте участвуют Сбербанк и Фонд «Центр стратегических разработок». Проект должен завершиться в следующем году.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Оставьте контактные данные

И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Порядок заполнения CMR

Автодорожная товарно-транспортная накладная (ТТН) CMR — ключевой документ-бланк международной автодоставки грузов.

По сути, это договор между участниками внешнеэкономической деятельности. В соглашении прописываются данные о товаре, условия доставки, права и обязанности товароотправителя, получателя и транспортного предприятия.

Бланк CMR-накладной унифицирован для всех государств, участвующих в международных грузоперевозках и которые ратифицировали конвенцию КДПГ. Этот договор регламентирует правила и порядок автоперевозок. Требования конвенции не применяются к почтовым доставкам, транспортировке имущества при переезде, перевозке тел умерших людей.

В России требования к оформлению ЦМР прописаны в нормативных актах ФТС РФ. Регламент работает при автодоставке грузов между странами дальнего и ближнего зарубежья. Бланк подтверждает факт ввоза-вывоза экспортных/импортных товаров между государствами Таможенного союза — РФ, Белоруссией и Казахстаном. Документ используется в статистической и налоговой отчетности.

При автомобильной доставке между Россией и Беларусью, а также другими странами ЕАЭС, бланк оформляют только на русском языке. При экспорте/импорте в страны Европы и Азии ЦМР заполняют на английском или на языке страны, где выполняется доставка. Но при этом нужно подготовить копии на русском для ФТС и ФНС.

Типовой бланк включает 10-14 страниц, на каждом листе проставлены единые номер и серия. Документ должен заполняться аккуратно, без копировальных принадлежностей. Любые ошибки, помарки автоматически делают бланк непригодным к дальнейшему использованию.

Вносить данные в документ могут:

  • Грузоотправитель. Участник ВЭД заинтересован в том, чтобы корректно заполнить накладную. При экспортных перевозках из РФ в зарубежные страны, оригинал СМР подтверждает право грузоотправителя на возврат налога.
  • Представитель грузоперевозчика, если он присутствует при погрузке товаров в перевозочную тару или на борт автотранспортного средства.
  • Представитель логистической компании, выполняющий функции экспедитора.
  • Водитель автотранспортного средства. Участник договора вправе заполнять бланк, но на практике водитель в редких случаях занимается составлением товарно-перевозочной документации.

CMR-накладная формируется минимум в четырех копиях, в большинстве случаях нужно подготовить семь вариантов. Экземпляры выдаются грузоотправителю, грузополучателю, перевозчику/фрахтовщику и один (четвертый лист) используется для расчетов:

  • Первый лист для товароотправителя. Подтверждает факт отгрузки и отправки партии, а также проведенных расчетов;
  • Второй лист для товарополучателя. Отправляется вместе с товаром и передается получателю водителем или экспедитором по факту доставки;
  • Третий лист для перевозочной компании/фрахтовщика. Визируется штампами и подписями товароотправителя и передается транспортному предприятию;
  • Четвертый лист для расчетов. Прилагается к выставленному счету на транспортировку и передается заказчику.

Экземпляры заверяются сторонами сделки — подписями, штампами, факсимиле (если это не запрещено законами страны-экспортера). Другие листы заполняются таможенными службами и другими контролирующими инстанциями.

Если грузополучателей несколько (сборная партия), то бланки выписываются для каждого по установленному регламенту. При автодоставке грузов разных категорий одной или несколькими машинами накладные выписываются по количеству или видам транспортных единиц. Этот же порядок действует при автодоставке нескольких одинаковых партий товаров.

Как оформляется бланк CMR-накладной

Автонакладная для международной транспортировки грузов включает 29 граф, которые заполняются участниками договора — грузоотправителем, перевозчиком, грузополучателем. Инструкция по заполнению пунктов формы:

  1. Реквизиты отправителя. Указываются юридический адрес, страна, наименование организации-грузоотправителя. Если перевозка заказывается посреднической компанией, то также вписываются данные о фактическом отправители. Информация вносится без сокращений. Например, будет ошибкой, если написать в первой графе сокращенное название страны «Белорус».
  2. Реквизиты товарополучателя. Указываются без сокращений юр. адрес, государство, название фирмы, ИНН. Если товар получает таможенный брокер, приписывается «для компании…».
  3. Пункт выгрузки товара по факту. Здесь прописывается точное место выгрузки партии. Не допускается отправка грузов в другой пункт.
  4. Пункт и дата отгрузки партии. В графу записывается точное расположение места, а также время (часы и минуты) и дата выполнения погрузочных работ.
  5. Список документации. Прилагается список документов, сопровождающих груз. Это — инвойс, акт загрузки, упаковочные листы, сертификаты — качества, происхождения, ветеринарные (для продуктов животного типа), карантинные (для растительной продукции). Допускается вписывать наименования документов в сокращенном виде.
  6. Номерные знаки. Указывается номерной знак перевозочной тары (контейнера). При автодоставке опасных материалов и изделий проставляются классификационные обозначения по ДОПОГ и класс риска при транспортировке.
  7. Количество грузомест. Вписываются данные из инвойса и упаковочного листа. Если перевозится крупная и разнородная товарная партия, рекомендуется указать весовые характеристики по каждому коду товарной номенклатуры.
  8. Тип упаковки. Вписывается вид упаковочной тары — боксы/поддоны из дерева, картонные коробки, мешки тканевые/пластиковые, бочки, пластиковые/стальные короба или другое.
  9. Наименование товарной партии. Допускается вписывать сокращенные обозначения товарных единиц, если перевозится сборная партия. В этом случае в девятое поле вписываются наименования подгрупп и проставляются коды ТН ВЭД. В конце списка должна быть приписка — «смотри в инвойсе».
  10. Коды статистики. Вписываются коды по товарной номенклатуре.
  11. Вес брутто. Указывается общий вес партии в килограммах. При перевозке грузов в контейнерах указываются данные из морского коносамента.
  12. Фактический объем товарной партии (м3). Габаритные характеристики указываются при автодоставке сборных партий. В других случаях — графу допускается оставить пустой.
  13. Дополнительные данные грузоотправителя. В 13 графе указываются реквизиты пункта таможенной очистки, СВХ-склада. Также отправитель может указать условия выгрузки партии и другие данные по обработке. Внизу графы прописывается объявленная стоимость товарной партии.
  14. Возврат. Поле заполняется, если применялась контейнерная автодоставка. В этой ситуации указывается дата, место возврата транспортировочной тары в контейнерное депо.
  15. Условия оплаты. Прописывается базис поставки по Инкотермс соответствующей редакции.
  16. Реквизиты компании-перевозчика. В 16 графе прописываются реквизиты перевозочного предприятия, которое выполняет автодоставку. Указываются юр. адрес, название фирмы, ОКПО, контактные данные, регистрация в АСМАП. Внесенная информация заверяется печатью или подписью.
  17. Реквизиты последующего перевозчика. Поле заполняется в случае транспортировки товарной партии несколькими автокомпаниями с перегрузкой в перевалочных пунктах. Вписываются данные об агенте, который контролируют процесс. Информация заверяется печатью экспедитора.
  18. Замечания перевозочной компании. Указываются комментарии (оговорки) грузоперевозчика по условиям транспортировки партии, состоянию упаковки, наличию пломб, маркировки и другое. Замечания вписываются во все копии CRM. Если в графе 18 оговорок нет, то считается, что товарная партия принята в удовлетворительном виде, фактические данные (вес, габариты, тара) соответствуют накладной.
  19. Расчеты после автоперевозки. Обычно этот пункт не заполняется, так как стоимость фрахта определяется по условиям договора.
  20. Особые условия грузоперевозки по согласованию. В поле вписываются условия по страхованию товарной партии, размер платежей грузоотправителя, срок автодоставки партии и другое. Например, по согласованию отправитель и транспортного компания вписывают в графу 20 ограничения скорости при автоперевозке тяжеловесных, негабаритных изделий, температуру рефрижератора для скоропортящихся товаров.
  21. Данные о пункте оформления CMR. Указывается названия населенного пункта с датировкой времени составления документа.
  22. Фактическое время прибытия ТС под загрузку. Вносится информация (время, число месяца), когда автотранспорт прибыл на склад под загрузку товарной партией и данные об убытии. Заверяется ответственным лицом.
  23. Подпись и штамп перевозчика. Вписывается номер и дата путевого листа, а также приемки товарной партии для автодоставки, ФИО шофера. Факсимиле перевозчика подтверждает, что условия транспортировки приняты к исполнению.
  24. Время и число месяца, когда ТС прибыл в место выгрузки. В 24 графе указываются точные данные прибытия и убытия автотранспорта. Акт визируется грузополучателем после выгрузки товарной партии. Отметка о получении груза проставляется на 3 и 4 копиях накладной.

В поле 25 вписываются номерные знаки автотранспортного средства (полуприцепа или тягача), который перевозит товарную партию. В 26 графе прописываются модели и марки ТС, участвующих в перевозке грузов. Поля 27-29 заполняются в расчетном отделе экспедиторской компании после передачи транспортной накладной.

Образец заполнения CMR 2021

В соответствии с правилами заполнения:

  • Грузоотправитель заполняет поля 1-15, а также 21 и 22.
  • Перевозчик (транспортная организация) вписывает данные в поля 16-19, а также 23, 25-29.
  • Грузополучатель заполняет на всех экземплярах пункт 24.

Ошибки в формировании ЦМР

Исправления, помарки и другие изменения в готовой перевозочной документации не допускаются. Если допущена ошибка при составлении документа, например, товарной партии присвоили некорректный ТН ВЭД, нужно формировать новый бланк. Если грузоперевозчику необходимо внести изменения/дополнения в пути следования, то они согласовываются с грузоотправителем и визируются факсимиле или печатью транспортной компании.

Где приобрести бланк?

Унифицированная форма не является именным или ценным документом, поэтому купить её можно в спецмагазинах бланков, в сервисных пунктах, в отделах доставки грузоперевозчиков. При этом важно проверить следующие условия. Первое — названия и содержания полей для ввода данных соответствует формату КДПГ. Второе — все листы одного комплекта бланка имеют одинаковый порядковый номер.

Где посмотреть образец заполненного бланка

Пример корректно оформленного бланка можно запросить в нашей компании. Обратитесь к сотрудникам «ИнтерСити Логистикс» по телефону или через форму онлайн-заявки. Вам предоставят образец заполнения за 2021/22 год, проконсультируют по рабочим вопросам автодоставки.

Чтобы упростить вопрос контроля, для перевозчиков предусмотрен пакет сопроводительных документов. В нём отображается вся необходимая информация. В этот список при международных перевозках груза обязательно входит CMR. Это товарно-транспортная накладная международного образца.

Ошибочно считать, что CMR оформляется лишь при грузоперевозках между странами, которые подписали и ратифицировали международную конвенцию. На самом деле достаточно, чтобы одна из сторон подписывала эту конвенцию. Нужно более детально изучить все нюансы международной товарно-транспортной накладной или просто CMR.

Порядок заполнения CMR

Что это такое

CMR расшифровывается как Convention Merchandies Rouriers. То есть Конвенция о грузоперевозках автотранспортом. Этот документ составили и подписали страны, входящие в состав ЕС. Помимо Евросоюза, документ действует и во многих других странах, включая Россию.

Внутри каждого государства действует свой стандарт товарно-транспортной накладной, которая входит в обязательный пакет сопроводительных документов при перевозке грузов.

Что такое CMR

Что же касается CMR, то это та же ТТН, но только международного образца. При этом значимость ЦМР намного выше, чем внутренняя ТТН. CMR считается одним из основных сопроводительных документов при международных коммерческих грузовых перевозках.

Есть 3 исключения, когда составлять CMR не требуется:

  • перевозка умерших;
  • доставка в рамках почтовой конвенции;
  • квартирный, офисный переезд, доставка личной мебели и прочее.

В случае грузоперевозок между странами Европейского Союза международная ТТН является обязательным документом. Он содержит в себе:

  • данные об отправителях груза;
  • наименования компаний, куда доставляется товар;
  • названия и характеристики груза;
  • весовые параметры и так далее.

Важно добавить, что международная товарно-транспортная накладная включает в себя обязательную страховку. Это даёт возможность минимизировать все риски при доставке продукции. Ответственность ложится на перевозчика. Поэтому для него важно застраховать свою ответственность.

CMR и страховка

Выделяют несколько ситуаций, когда CMR должна обязательно использоваться:

  • доставка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта;
  • хотя бы одна сторона сделки является резидентом страны-участницы международной конвенции;
  • перевозка предусматривает коммерческие цели, то есть предусмотрена одна из форм вознаграждения;
  • пункт отгрузки товара и место прибытия транспорта находятся в разных странах.

Даже если отправляется одинаковый груз колонной транспортных средств, всё равно на каждую единицу автомобиля требуется собственный бланк ТТН международного образца.

Если доставляемый груз является опасным, тогда и в ЦМР нужно сделать соответствующую отметку, описав характеристики, а также меры по обеспечению безопасности по время перевозки и погрузочно-разгрузочных работ.

CMR и опасный груз

В действительности CMR является важным и крайне полезным сопроводительным документом. Он отображает ключевую информацию. Через эту бумагу можно узнать следующие данные и получить ответы на вопросы:

  • тип груза;
  • количество товара;
  • кто осуществляет грузоперевозку;
  • откуда и куда следует грузовой транспорт;
  • на основании каких документов осуществляется доставка;
  • кто получатель;
  • кто отправитель;
  • сколько времени требуется на перевозку;
  • когда машина прибудет на таможенный контрольный пункт;
  • состояние груза на момент прибытия на границу.

Фактически это официальное подтверждение того, что 3 стороны заключили между собой договор на международную перевозку груза. Это отправитель товара, сам перевозчик, то есть транспортная компания, и получатель.

CMR и информация о грузе

CMR станет полезным документом и в тех ситуациях, когда между сторонами возникнет конфликт и вопросы будут решаться через суд. В этом случае товарно-транспортная накладная выступит как доказательство соблюдения или несоблюдения условий подписанного договора.

При этом важно, чтобы изначально документ был заполнен правильно, не содержал в себе никаких ошибок и неточностей. Иначе такой бланк будет считаться недействительным. А это серьёзные проблемы при прохождении таможенного контроля, при проверке дорожной полицией и при судебных разбирательствах.

Все данные в международной ТТН делятся на 2 категории. В первой прописаны основные сведения. Для этого в бланке предусмотрены соответствующие графы. А вторая категория применяется для записи комментариев, рекомендаций по перевозке. Здесь же ставят печати и подписи.

Блоки в CMR

Кто отвечает за заполнение

В основном за заполнение международной товарно-транспортной накладной отвечает именно грузоотправитель, которому требуется доставить товар в другую страну. Но всё же правильным решением будет сначала проконсультироваться с самим перевозчиком, который возьмёт на себя обязательства по транспортировке. Это позволит получить все необходимые сведения, вписать нужные данные, а также согласовать основные моменты доставки.

Другой вариант — обратиться в транспортную компанию, которая имеет международную лицензию. Такие перевозчики обязаны знать все нюансы работы с CMR. Они могут взять на себя функции заполнения документа. От отправителя потребуется лишь предоставить некоторые документы и сведения.

CMR и грузоотправитель

Важно понимать уровень ответственности грузоотправителя за правильно составленный документ. Если будут допущены какие-либо ошибки и перевозчик понесёт потери, столкнётся с дополнительными расходами, тогда компенсировать их будет именно отправитель товара.

Правила заполнения

Правила заполнения можно представить в виде следующих пунктов:

  • необходимо составить минимум 3 оригинала ЦМР;
  • в документе должен расписаться грузоотправитель и представитель транспортной компании;
  • грузоотправитель и грузоперевозчик получают по одному оригиналу документа;
  • ещё один экземпляр входит в состав пакета сопроводительных документов, то есть находится у водителя;
  • если бланк заполняется вручную, тогда можно использовать только шариковую ручку;
  • применение гелевых ручек запрещено;
  • альтернативой ручному заполнению станет электронный вариант.

Пустые бланки CMR

Обычно СМР представляет собой документ из не более чем 10 страниц. Стандартным количеством экземпляров считается 4 штуки. Они необходимы для таких целей:

  • оплата услуг грузоперевозчика;
  • для компании-перевозчика;
  • для отправителя груза;
  • для принимающей стороны.

Количество документов увеличится, если нужно доставить один заказ с помощью нескольких машин, либо сделать несколько рейсов для небольших объёмов груза. Также число CMR увеличивается, когда груз доставляется несколькими фирмами. Тогда на каждое транспортное средство предусматривается собственный экземпляр накладной.

В настоящее время в странах, которые подписали и ратифицировали конвенцию о грузовых автомобильных перевозках, действует единая форма товарно-транспортной накладной. В ней все графы продублированы сразу на нескольких языках.

Регламент заполнения CMR

Регламент оформления документа

Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка. Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом. Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.

Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно. Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза. Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.

В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.

Какие данные нужно вносить

Транспортная накладная утверждённого международного образца должна создать следующую обязательную информацию:

  • место и дата, когда заполнялась форма;
  • информация о места погрузки товара;
  • сроки доставки;
  • данные отправителя груза (полное юридическое название, реквизиты, адрес главного офиса, контактные данные);
  • аналогичные данные о получателе товара;
  • информация о посреднике, если он участвует в процессе;
  • характеристики груза (вес, габариты, количество, наименование, тип и так далее);
  • дополнительные расходы в виде пошлин, оплаты платных дорог;
  • отметка о том, что процесс доставки выполняется в рамках действующих правил международной конвенции.

CMR и содержание

Если есть какие-либо дополнительные данные и сведения, их также обязательно вносят в документ. Вся информация прописывается на условии взаимного согласия сторон договора.

Нюансы заполнения формы

В письме ФТС РФ прописан чёткий порядок и правила заполнения транспортной накладной международного образца. При этом для каждого из участников договора предусмотрены свои пункты, которые они должны заполнять.

  • Грузоотправитель. Он должен внести информацию в пункты с 1 по 15, а также в 21 и 22.
  • Грузоперевозчик. Со стороны перевозчика товара заполняются 16-19 пункты, 23, а также с 25 по 29 пункт.
  • Грузополучатель. Его задача заключается лишь в том, чтобы поставить отметку на 24 пункте.

Заполнение бланка CMR

Также будет полезно и интересно узнать, какие пункты содержатся в документе и что туда необходимо вносить.

  • 1. В первом пункте описаны юридические данные отправителя груза. Сокращения использовать нельзя.
  • 2. Тоже юридические сведения, но уже о том, кто принимает груз в пункте назначения. То есть грузополучатель.
  • 3. Здесь следует внести точный адрес пункта, куда доставляется товар.
  • 4. Этот пункт служит для указания адреса погрузки товара. Здесь же нужно написать время и дату отгрузки.
  • 5. Отводится под акт погрузочных работ, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара, счёт-фактуру и так далее.
  • 6-12. Тут необходимо указать название товара, его весовые и габаритные характеристики. Также это коды согласно классификации ТН ВЭД. Если это опасный груз, то нужно указать конкретный класс.
  • 13. Информация для таможенных служб. Здесь нужно указать объявленную стоимость доставляемой продукции.
  • 14. Данные о таре для транспортировки, а также нюансы её возврата после передачи товара получателю.
  • 15. Прописывают код Инкотермс, а также требования по расчёту.
  • 16. Здесь прописывают реквизитные данные грузоперевозчика. Обязательно нужна печать транспортной компании.
  • 17. Этот пункт заполняют лишь в том случае, если на пути следования груза меняется перевозчик.
  • 18. Указывают особые требования и особенности доставки продукции.
  • 19. Заполняется отделом расчёта после того, как груз был доставлен.
  • 20. Дополнительные условия для рейса. Тут обычно указывают стоимость, страховку и так далее.
  • 21. Нужно написать, где, в какое время и кого числа оформляли документ.
  • 22. В этом пункте необходимо указать точную дату и время, когда транспорт прибыл для погрузки, а также когда машина выехала после погрузочных работ. Отправитель обязан завершить эти данные.
  • 23. Графа для полного имени водителя, данных из маршрутного листа, а также под подпись адресанта.
  • 24. Указывается время и дата, когда транспорт прибыл для выгрузки в пункт назначения. Заверяется подписью и печатью.
  • 25-26. Данные о транспортном средстве и дополнительной технике, с помощью которых осуществлялась выгрузка продукции.
  • 27-29. Эти пункты будет заполнять сотрудник отдела расчётов, когда по завершению рейса сдадут транспортную накладную.

Особое внимание рекомендуется уделить 18 пункту. Если здесь не прописать никакие рекомендации, пометки и оговорки, это не позволит доказать вину перевозчика в том, что груз был доставлен в ненадлежащем состоянии.

Заполненный бланк CMR

Международную товарно-транспортную накладную, то есть CMR, справедливо часто называют одним из главных документов при перевозке грузов между странами. Если правильно заполнить бланк, тогда никаких проблем с пересечением государственных границ не возникнет. А вот внесение ложной и неточной информации повлечёт за собой серьёзные штрафы, задержание и арест транспорта вместе с грузом.

Насколько важным вы считаете такой документ, как CMR? Кто сталкивался с его заполнением? Оформляли сами или обращались за помощью к специалистам? Как прошла международная доставка груза при этом?

Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.

Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.

Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.

ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.

На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.

Кто должен заполнять CMR

В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.

Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:

  1. Груз пересекает государственную границу.
  2. Хотя бы один из участников сделки является резидентом страны, подписавшей КДПГ.
  3. Для перевозки используется автомобильный транспорт.
  4. За услуги по доставке предусмотрено вознаграждение.

Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.

Не требуется использование ЦМР при:

  1. Перевозке тел умерших.
  2. Доставке почтовых грузов (она регулируется отдельными международными соглашениями).
  3. Транспортировке мебели и других вещей при переезде.

Где взять бланк CMR

Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.

В России это —
письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.

Правила оформления CMR

Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):

  • конвенцией КДПГ;
  • действующим на территории данного государства нормативным документом о заполнении ЦМР;
  • условиями контракта.

Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.

Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.

Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.

Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.

Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.

Образец заполнения бланка накладной CMR

Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:

Кто заполняет

Содержание графы

1-2

Отправитель

Полное наименование и реквизиты отправителя и получателя (без сокращений)

3

Адрес, куда необходимо доставить груз

4

Место и время отгрузки

5

Список прилагаемых документов: спецификации, счета-фактуры, сертификаты и т.п.

6-12

Сведения о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, класс опасности, тип упаковки и т.п. Здесь важно отметить, что вес следует указывать брутто, т.е. вместе с упаковкой. Если номенклатура груза большая, то эту информацию можно отразить в прилагаемых документах. Тогда в графах 6-12 СМР нужно сослаться на эти документы

13

Сведения о таможне, через которую будет вывозиться груз. В этом же поле ЦМР указывается и объявленная стоимость товара.

14

Сведения о полуприцепе или контейнере и место его возврата

15

Условия оплаты в соответствии с Incoterms

16

Перевозчик

Наименование, реквизиты перевозчика и его печать

17

Последующий перевозчик

Это поле CMR задействуется, если в процессе доставки товара планируется его перегрузка. Указываются данные «дополнительного» перевозчика и его печать

18

Перевозчик

Различные замечания, касающиеся груза (упаковка, внешний вид и т.п.)

19

Информация о тарифах за доставку. Эта графа ЦМР не является обязательной для заполнения.

20

По согласованию всех сторон

Особые условия (сроки поставки и расчетов, страховка и т.п.)

21

Отправитель

Место и дата заполнения документа

22

Время прибытия под погрузку и отправления загруженного автомобиля с подписью и печатью отправителя

23

Перевозчик

Сведения о водителе, его подпись и печать перевозчика

24

Получатель

Отметка о приемке груза с указанием даты и времени прибытия и убытия автомобиля. Заверяется подписью ответственного лица и печатью получателя

25-26

Перевозчик

Сведения о транспортном средстве (модель, госномер)

27-29

Расчет стоимости доставки согласно применяемых тарифов

Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.

Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.

НДС в 2019 году при возврате товара поставщику

При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.

Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать

Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.

Пример

Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.

Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.

Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.

А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.

Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заполнение рсв 1 за 2016 инструкция по заполнению
  • Заполнение отчета о движении денежных средств по строкам инструкция
  • Заполнение отчета 6 ндфл 2022 инструкция по заполнению
  • Заполнение на налоговый вычет на сайте налоговой пошаговая инструкция
  • Заполнение меню требования на выдачу продуктов питания по инструкции 52н