Зарядка аккумулятора 12 вольт инструкция

Начать стоит с того, что существует много разных аккумуляторов для автомобилей, но самый распространенный вид — аккумуляторная кислотная батарея (АКБ). Срок службы АКБ составляет порядка 3-5 лет, но его можно существенно продлить, если познакомиться с устройством получше и научиться корректно его использовать.

Каждый автомобильный аккумулятор нужно полностью заряжать хотя бы 2 раза в год — перед зимой и после. Но лучше делать это каждый раз, когда заряд батареи падает до 50-70%. Если пренебречь этим, батарея будет постоянно заряжена не полностью, даже при работающем генераторе. Это не кажется проблемой, но стоит разобраться в теме немного детальнее. 

Из названия понятно, что АКБ работает на растворе кислоты. Внутри устройства всегда протекают активные химические реакции. Поэтому пластины незаряженного аккумулятора покрываются сульфатом свинца — этот процесс называют сульфатацией. Из-за него параметры батареи существенно падают.

Чем дольше батарея работает в незаряженном состоянии, тем больше «наросты» на пластинах и тем ниже емкость АКБ. В холодное время года пускового тока может просто не хватить для запуска стартера, и машину завести не получится. Именно по этой причине зимой растет спрос на АКБ — людям кажется, что устройство сломалось, и они спешат купить новое. 

Но сульфатация обратима. При полной зарядке АКБ сульфат свинца распадается обратно на составные части химической реакции. Это продлевает срок его службы и помогает сохранить объем батареи. Поэтому крайне важно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля и как измерять его запас энергии. 

Как определить, что аккумулятор нуждается в зарядке

Если электроприборы начинают слабее работать во время запуска двигателя или машина не заводится вообще, возможно, ее аккумулятор разрядился. Убедиться в этом можно многими способами. Почти все они связаны с напряжением аккумулятора или плотностью электролита — раствора, который содержится в батарее.

Уровень заряда батареи важно знать не только в экстренных случаях. За ним нужно следить регулярно и вовремя заряжать аккумулятор, если необходимо. Расскажем, как выявить эту самую необходимость и уберечь АКБ от быстрого износа.

Но сульфатация обратима. При полной зарядке АКБ сульфат свинца распадается обратно на составные части химической реакции. Это продлевает срок его службы и помогает сохранить объем батареи. Поэтому крайне важно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля и как измерять его запас энергии. 

Как определить, что аккумулятор нуждается в зарядке

Если электроприборы начинают слабее работать во время запуска двигателя или машина не заводится вообще, возможно, ее аккумулятор разрядился. Убедиться в этом можно многими способами. Почти все они связаны с напряжением аккумулятора или плотностью электролита — раствора, который содержится в батарее.

Уровень заряда батареи важно знать не только в экстренных случаях. За ним нужно следить регулярно и вовремя заряжать аккумулятор, если необходимо. Расскажем, как выявить эту самую необходимость и уберечь АКБ от быстрого износа.

За уровнем заряда аккумулятора важно следить регулярно. Фото: stutterstock.com

Как узнать заряд аккумулятора по плотности электролита

Сразу стоит отметить, что это очень точный способ измерения. Но он не подойдет для необслуживаемых аккумуляторов, то есть для закрытых батарей без доступа к раствору. Этот метод основан на простой взаимосвязи: чем выше плотность электролита, тем больше заряд батареи. 

Для измерения пригодится ареометр или рефрактометр. С их помощью узнают точную плотность электролита. По результату замеров можно сделать вывод о заряде аккумулятора:

  • 1,28 г/см³ — 100%, аккумулятор полностью заряжен, его можно использовать,
  • 1,19 г/см³ — 50%, аккумулятор наполовину заряжен, его нужно подзарядить,
  • 1,10 г/см³ — 0% аккумулятор полностью разряжен, его нужно зарядить или заменить.

Плотность еще зависит от температуры, это тоже важно учесть. Чем холоднее на улице, тем выше плотность электролита. Указанные выше числа актуальны для измерения при 25 градусах. В более теплом или холодном климате 100%-му заряду будут соответствовать другие значения: от 1,24 г/см³ до 1,31 г/см³.

Кроме того, с помощью ареометра можно выявить дефект в одной из банок аккумулятора. Для этого нужно замерить плотность во всех емкостях — у исправной батареи значение будет везде одно и то же. Но если в одной из банок случилось замыкание, плотность раствора в ней будет заметно ниже, чем в других.

Как узнать заряд аккумулятора по напряжению

По напряжению тоже можно определить, насколько заряжен аккумулятор. Но если батарею только что сняли с зарядки или использовали в автомобиле, ее напряжение будет выше. Поэтому для точного замера лучше дать ей «остыть» в течении нескольких часов. 

Измерить напряжение аккумулятора можно двумя способами. Первый — измерение без нагрузки. Для него понадобится только мультиметр или вольтметр. Мультиметр — это универсальное приспособление для измерения разных электрических характеристик. Он включает в себя функции вольтметра, так что эти приборы можно принимать за один — последовательность действий будет в любом случае одинаковой:

  1. Выключить зажигание и все электроприборы, а также свет, иначе результат получится неточным.
  2. На вольтметре ограничить диапазон измерения до 20 В. То есть до такого значения, которое точно выше напряжения стандартной батареи на 12 В в любом ее состоянии.
  3. Соединить щупы — концы проводов — с клеммами аккумулятора. Важно не перепутать знаки: красный провод нужен для клеммы «плюс», черный — для клеммы «минус».

После этого прибор покажет текущее напряжение АКБ. Аккумулятор считается полностью заряженным, если его напряжение равно 12,7 В. Снижение значения на 0,1 В — это потеря 10% запаса энергии. Поэтому если прибор показывает 12,4 В или меньше, батарею необходимо зарядить. 

Второй способ проверки чаще всего применяется в сервисных центрах, но ничто не мешает автовладельцу использовать его самостоятельно. Для этого понадобится нагрузочная вилка — это прибор с резистором, который включает в себя функции вольтметра. С его помощью создается кратковременная нагрузка на аккумулятор, в конце которой берется замер напряжения. 

Вариант измерения с нагрузочной вилкой дает более точный результат. 10,2 В — это идеальный показатель, он говорит о целостности батареи и ее полном заряде. Напряжение около 9 В означает, что аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке — запас энергии на средней отметке. Если значение ниже 8 В, батарея полностью разряжена или неисправна. 

Обратите внимание на важные особенности второго метода:

  • Не рекомендуется применять нагрузочную вилку к аккумулятору на холоде. Температура воздуха должна быть хотя бы 20 градусов.
  • Сила тока во время нагрузки должна быть 100 А, иногда — 200 А.
  • Нагружать аккумулятор нужно на протяжении 5 секунд, замер в конце пятой секунды является самым точным. 
  • После нагрузки напряжение должно вернуться к обычному значению. То есть напряжение с 10,2 В изменится до 12,6 В или выше.

Если нагрузочной вилки с собой не оказалось, можно включить фары автомобиля — это тоже нагрузка на аккумулятор. Но в таком случае нужно ориентироваться на другие значения напряжения: 11,8 В — это высокий заряд аккумулятора, 10 В и ниже — аккумулятор разряжен или почти разряжен. Однако точным этот способ назвать нельзя.

Как измерить заряд без вольтметра или ареометра

Если под рукой не оказалось устройств для измерения плотности или напряжения, на выручку придут альтернативные способы:

  1. Проверка по индикатору. На некоторых АКБ есть специальные «глазки», по цвету которых можно определить заряд аккумулятора. Если он зеленый — аккумулятор заряжен, белый — уровень заряда низкий, черный — устройство разряжено или неисправно. Но стоит заметить, что этот индикатор — это не лампочка, а шарик. То есть линза, которая отсвечивает в отверстие на крышке. Поэтому точность такого измерения не очень высока, а зеленое свечение может сохраняться даже на 70% запаса энергии — когда батарею на самом деле уже пора заряжать.
  2. Проверка по зарядному устройству. Это простой метод — в некоторых ЗУ есть специальная кнопка для проверки. Нужно подсоединить прибор к клеммам аккумулятора и нажать на нее, а затем зафиксировать показания.
  3. Проверка с помощью сигнализации. На некоторых пультах сигнализации есть специальная кнопка. При коротком нажатии этой кнопки можно увидеть на дисплее уровень напряжения аккумулятора. Если система безбрелковая, все те же данные можно найти в приложении для сигнализации с GSM-модулем.
  4. Проверка уровня раствора. Мерную стеклянную трубку нужно опустить в жидкость до соприкосновения с твердой деталью аккумулятора. Значение 10-15 мм по шкале указывает на то, что аккумулятор заряжен.
  5. Индикатор напряжения бортовой сети. Это специальное устройство, которое подключается к прикуривателю. С его помощью можно следить за напряжением.

Есть еще немало способов проверки заряда аккумулятора и его исправности. Но многие из них опасны или недостаточно точны. 

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Зарядка АКБ — процесс простой, но отнестись к нему нужно ответственно и серьезно. Внутри батареи содержится раствор серной кислоты, а она очень опасна для человека. Кроме того, во время зарядки из электролита выделяются газы, в том числе взрывоопасный водород. 

Техника безопасности — не простая формальность. От этих знаний может зависеть здоровье или жизни многих окружающих людей. Поэтому крайне важно соблюдать правила безопасности во время зарядки автомобильного аккумулятора:

  1. Для начала нужно надеть спецодежду или обычные вещи, которые максимально закроют тело. Хлопчатобумажная одежда не подойдет, потому что кислота ее легко «проедает». Главное — защитить глаза стеклянными или пластиковыми очками, а руки — резиновыми перчатками.
  2. Затем нужно проверить крышку аккумулятора в автомобиле на наличие повреждений и подтеков электролита. Но при обнаружении кислоты, не нужно пытаться удалить ее механически — стереть чем-то или смыть водой. Для этих целей используют соду. Если устройство в порядке, его можно вынимать из автомобиля.
  3. АКБ нельзя заряжать в плохо проветриваемом помещении или в квартире, в которой есть дети. Лучше всего делать это в гараже. Причина кроется в опасных газах, которые выделяются при зарядке.
  4. Нельзя курить в месте, где заряжается аккумулятор. Одной искры может хватить для того, чтобы вызвать взрыв.
  5. Если аккумулятор долго пробыл на холоде, ему сначала нужно дать нагреться до комнатной температуры.
  6. Перед подключением зарядного устройства необходимо очистить корпус АКБ от грязи. Также с контактов аккумулятора нужно убрать окисление.
  7. АКБ нужно заряжать подальше от других электрических приборов. Металлические аксессуары с рук лучше снять, а электронные гаджеты убрать подальше.
  8. Если в батарее есть заливное отверстие, ее нельзя трясти и переворачивать. Нужно соблюдать осторожность при работе с такими аккумуляторами, иначе раствор кислоты может пролиться.
  9. Снять с емкостей АКБ крышки, если они есть. У необслуживаемых батарей — убрать заглушку с газоотводного отверстия. Это нужно для того, чтобы испарения веществ не скапливались внутри емкости.

При работе с аккумулятором следует держать при себе раствор соды (10%) — им можно нейтрализовать кислоту. Если на кожу попала жидкость из батареи, а соды под рукой нет, место ожога можно промыть под проточной водой из крана. После зарядки необходимо помыть руки теплой водой с мылом.

Как узнать заряд аккумулятора по напряжению

По напряжению тоже можно определить, насколько заряжен аккумулятор. Но если батарею только что сняли с зарядки или использовали в автомобиле, ее напряжение будет выше. Поэтому для точного замера лучше дать ей «остыть» в течении нескольких часов. 

Измерить напряжение аккумулятора можно двумя способами. Первый — измерение без нагрузки. Для него понадобится только мультиметр или вольтметр. Мультиметр — это универсальное приспособление для измерения разных электрических характеристик. Он включает в себя функции вольтметра, так что эти приборы можно принимать за один — последовательность действий будет в любом случае одинаковой:

  1. Выключить зажигание и все электроприборы, а также свет, иначе результат получится неточным.
  2. На вольтметре ограничить диапазон измерения до 20 В. То есть до такого значения, которое точно выше напряжения стандартной батареи на 12 В в любом ее состоянии.
  3. Соединить щупы — концы проводов — с клеммами аккумулятора. Важно не перепутать знаки: красный провод нужен для клеммы «плюс», черный — для клеммы «минус».

После этого прибор покажет текущее напряжение АКБ. Аккумулятор считается полностью заряженным, если его напряжение равно 12,7 В. Снижение значения на 0,1 В — это потеря 10% запаса энергии. Поэтому если прибор показывает 12,4 В или меньше, батарею необходимо зарядить. 

Второй способ проверки чаще всего применяется в сервисных центрах, но ничто не мешает автовладельцу использовать его самостоятельно. Для этого понадобится нагрузочная вилка — это прибор с резистором, который включает в себя функции вольтметра. С его помощью создается кратковременная нагрузка на аккумулятор, в конце которой берется замер напряжения. 

Вариант измерения с нагрузочной вилкой дает более точный результат. 10,2 В — это идеальный показатель, он говорит о целостности батареи и ее полном заряде. Напряжение около 9 В означает, что аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке — запас энергии на средней отметке. Если значение ниже 8 В, батарея полностью разряжена или неисправна. 

Обратите внимание на важные особенности второго метода:

  • Не рекомендуется применять нагрузочную вилку к аккумулятору на холоде. Температура воздуха должна быть хотя бы 20 градусов.
  • Сила тока во время нагрузки должна быть 100 А, иногда — 200 А.
  • Нагружать аккумулятор нужно на протяжении 5 секунд, замер в конце пятой секунды является самым точным. 
  • После нагрузки напряжение должно вернуться к обычному значению. То есть напряжение с 10,2 В изменится до 12,6 В или выше.

Если нагрузочной вилки с собой не оказалось, можно включить фары автомобиля — это тоже нагрузка на аккумулятор. Но в таком случае нужно ориентироваться на другие значения напряжения: 11,8 В — это высокий заряд аккумулятора, 10 В и ниже — аккумулятор разряжен или почти разряжен. Однако точным этот способ назвать нельзя.

Как измерить заряд без вольтметра или ареометра

Если под рукой не оказалось устройств для измерения плотности или напряжения, на выручку придут альтернативные способы:

  1. Проверка по индикатору. На некоторых АКБ есть специальные «глазки», по цвету которых можно определить заряд аккумулятора. Если он зеленый — аккумулятор заряжен, белый — уровень заряда низкий, черный — устройство разряжено или неисправно. Но стоит заметить, что этот индикатор — это не лампочка, а шарик. То есть линза, которая отсвечивает в отверстие на крышке. Поэтому точность такого измерения не очень высока, а зеленое свечение может сохраняться даже на 70% запаса энергии — когда батарею на самом деле уже пора заряжать.
  2. Проверка по зарядному устройству. Это простой метод — в некоторых ЗУ есть специальная кнопка для проверки. Нужно подсоединить прибор к клеммам аккумулятора и нажать на нее, а затем зафиксировать показания.
  3. Проверка с помощью сигнализации. На некоторых пультах сигнализации есть специальная кнопка. При коротком нажатии этой кнопки можно увидеть на дисплее уровень напряжения аккумулятора. Если система безбрелковая, все те же данные можно найти в приложении для сигнализации с GSM-модулем.
  4. Проверка уровня раствора. Мерную стеклянную трубку нужно опустить в жидкость до соприкосновения с твердой деталью аккумулятора. Значение 10-15 мм по шкале указывает на то, что аккумулятор заряжен.
  5. Индикатор напряжения бортовой сети. Это специальное устройство, которое подключается к прикуривателю. С его помощью можно следить за напряжением.

Есть еще немало способов проверки заряда аккумулятора и его исправности. Но многие из них опасны или недостаточно точны. 

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Зарядка АКБ — процесс простой, но отнестись к нему нужно ответственно и серьезно. Внутри батареи содержится раствор серной кислоты, а она очень опасна для человека. Кроме того, во время зарядки из электролита выделяются газы, в том числе взрывоопасный водород. 

Техника безопасности — не простая формальность. От этих знаний может зависеть здоровье или жизни многих окружающих людей. Поэтому крайне важно соблюдать правила безопасности во время зарядки автомобильного аккумулятора:

  1. Для начала нужно надеть спецодежду или обычные вещи, которые максимально закроют тело. Хлопчатобумажная одежда не подойдет, потому что кислота ее легко «проедает». Главное — защитить глаза стеклянными или пластиковыми очками, а руки — резиновыми перчатками.
  2. Затем нужно проверить крышку аккумулятора в автомобиле на наличие повреждений и подтеков электролита. Но при обнаружении кислоты, не нужно пытаться удалить ее механически — стереть чем-то или смыть водой. Для этих целей используют соду. Если устройство в порядке, его можно вынимать из автомобиля.
  3. АКБ нельзя заряжать в плохо проветриваемом помещении или в квартире, в которой есть дети. Лучше всего делать это в гараже. Причина кроется в опасных газах, которые выделяются при зарядке.
  4. Нельзя курить в месте, где заряжается аккумулятор. Одной искры может хватить для того, чтобы вызвать взрыв.
  5. Если аккумулятор долго пробыл на холоде, ему сначала нужно дать нагреться до комнатной температуры.
  6. Перед подключением зарядного устройства необходимо очистить корпус АКБ от грязи. Также с контактов аккумулятора нужно убрать окисление.
  7. АКБ нужно заряжать подальше от других электрических приборов. Металлические аксессуары с рук лучше снять, а электронные гаджеты убрать подальше.
  8. Если в батарее есть заливное отверстие, ее нельзя трясти и переворачивать. Нужно соблюдать осторожность при работе с такими аккумуляторами, иначе раствор кислоты может пролиться.
  9. Снять с емкостей АКБ крышки, если они есть. У необслуживаемых батарей — убрать заглушку с газоотводного отверстия. Это нужно для того, чтобы испарения веществ не скапливались внутри емкости.

При работе с аккумулятором следует держать при себе раствор соды (10%) — им можно нейтрализовать кислоту. Если на кожу попала жидкость из батареи, а соды под рукой нет, место ожога можно промыть под проточной водой из крана. После зарядки необходимо помыть руки теплой водой с мылом.

Выбор способа зарядки аккумулятора автомобиля

Подзарядить автомобильный аккумулятор можно двумя способами. В обоих случаях фиксируют значение одной из двух основных электрических величин. Именно поэтому рекомендуется покупать такое зарядное устройство, с помощью которого можно контролировать и силу тока, и напряжение. Владелец этого ЗУ может сам выбрать способ зарядки. 

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но более корректным считается способ с постоянным напряжением. При этом у обоих методов есть ряд преимуществ и недостатков. Подробно о них расскажем ниже.

Зарядка постоянным током

Для зарядки устанавливается постоянное значение силы тока. Это не значит, что до самого конца ничего не нужно менять — как раз наоборот. Дело в том, что зарядный ток (измеряется в амперах — А) нужно будет уменьшать в процессе. Это делается вручную, с помощью ЗУ. Последовательность действий такая:

  1. На зарядном устройстве устанавливается сила тока. Ее значение должно быть в 10 раз меньше емкости аккумулятора. Например, если на корпусе батареи написано 70 А*ч, нужно поставить силу тока 7 А.
  2. Батарея начнет заряжаться, и ее напряжение будет постепенно возрастать. Когда оно дойдет до 14,4 В, силу тока нужно будет снизить в 2 раза.
  3. Когда напряжение достигнет отметки в 15 В, нужно еще раз снизить силу тока в 2 раза. Такое пошаговое снижение уменьшает риск поломки устройства.
  4. Аккумулятор полностью заряжен, если сила тока и напряжение не меняются в течение 1-2 часов.

Зарядка постоянным током проходит относительно быстро — примерно за 10 часов, но у нее есть свои минусы:

  • Батарея быстрее изнашивается.
  • Выделяется много газов, особенно когда АКБ почти полностью зарядилась.
  • За процессом нужно регулярно следить и контролировать его: вовремя переключать силу тока и проверять температуру аккумулятора (если она выше 40 градусов, батарею нужно отключить и продолжить зарядку позднее).

Лучше не использовать этот способ на постоянной основе. Он подойдет в тех случаях, когда времени на зарядку постоянным напряжением нет, но аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке.

Зарядка постоянным напряжением

Этот способ — противоположность предыдущего. На устройстве устанавливается постоянное напряжение (в вольтах — В), зарядный ток при этом будет меняться. Сначала он будет более «сильным», особенно если батарея разряжена. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что на зарядном устройстве есть ограничитель (обычно до 20 А). Затем сила тока будет постепенно падать. Ведь чем больше заряд аккумулятора, тем меньше устройство нуждается в подпитке. 

Как зарядить батарею постоянным напряжением:

  1. На зарядном устройстве устанавливается фиксированное напряжение 14,5 В, затем включается зарядка. 
  2. Процесс не нужно так тщательно контролировать, как в первом способе. Напряжение всегда будет оставаться одинаковым, а сила тока будет падать. 
  3. Если ток упал почти до нуля — зарядка завершена. Можно также ориентироваться на значение, которое в 100 раз меньше емкости аккумулятора. То есть если батарея объемом 70 А*ч, а сила тока в процессе снизилась до 0,7 А, аккумулятор уже почти полностью заряжен.
  4. Для такого способа лучше всего подойдет ЗУ с цифровым дисплеем. Потому что на устаревших экранах со стрелкой труднее разглядеть точное значение силы тока.
  5. В конце можно дать батарее «отдохнуть» и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно соответствует заданному, то есть 14,5 В или выше, значит аккумулятор заряжен. 

Такой способ считается правильным, потому что батарея изнашивается медленнее. Но он не лишен недостатков:

  • Аккумулятор заряжается не полностью, а на 80-85%. Если заряжать батарею постоянным напряжением 15 В, а не 14,5 В, она зарядится на 90%.
  • Второй способ длительный — АКБ может заряжаться дольше суток.
  • При низкой температуре кислотную батарею не получится корректно зарядить постоянным напряжением. Это связано с повышенным сопротивлением внутри холодного аккумулятора.

Вариант с постоянным напряжением считается правильным. Если нет нужды в срочной зарядке, стоит выбрать именно его. 

Зарядка постоянным током проходит относительно быстро — примерно за 10 часов, но у нее есть свои минусы:

  • Батарея быстрее изнашивается.
  • Выделяется много газов, особенно когда АКБ почти полностью зарядилась.
  • За процессом нужно регулярно следить и контролировать его: вовремя переключать силу тока и проверять температуру аккумулятора (если она выше 40 градусов, батарею нужно отключить и продолжить зарядку позднее).

Лучше не использовать этот способ на постоянной основе. Он подойдет в тех случаях, когда времени на зарядку постоянным напряжением нет, но аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке.

Зарядка постоянным напряжением

Этот способ — противоположность предыдущего. На устройстве устанавливается постоянное напряжение (в вольтах — В), зарядный ток при этом будет меняться. Сначала он будет более «сильным», особенно если батарея разряжена. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что на зарядном устройстве есть ограничитель (обычно до 20 А). Затем сила тока будет постепенно падать. Ведь чем больше заряд аккумулятора, тем меньше устройство нуждается в подпитке. 

Как зарядить батарею постоянным напряжением:

  1. На зарядном устройстве устанавливается фиксированное напряжение 14,5 В, затем включается зарядка. 
  2. Процесс не нужно так тщательно контролировать, как в первом способе. Напряжение всегда будет оставаться одинаковым, а сила тока будет падать. 
  3. Если ток упал почти до нуля — зарядка завершена. Можно также ориентироваться на значение, которое в 100 раз меньше емкости аккумулятора. То есть если батарея объемом 70 А*ч, а сила тока в процессе снизилась до 0,7 А, аккумулятор уже почти полностью заряжен.
  4. Для такого способа лучше всего подойдет ЗУ с цифровым дисплеем. Потому что на устаревших экранах со стрелкой труднее разглядеть точное значение силы тока.
  5. В конце можно дать батарее «отдохнуть» и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно соответствует заданному, то есть 14,5 В или выше, значит аккумулятор заряжен. 

Такой способ считается правильным, потому что батарея изнашивается медленнее. Но он не лишен недостатков:

  • Аккумулятор заряжается не полностью, а на 80-85%. Если заряжать батарею постоянным напряжением 15 В, а не 14,5 В, она зарядится на 90%.
  • Второй способ длительный — АКБ может заряжаться дольше суток.
  • При низкой температуре кислотную батарею не получится корректно зарядить постоянным напряжением. Это связано с повышенным сопротивлением внутри холодного аккумулятора.

Вариант с постоянным напряжением считается правильным. Если нет нужды в срочной зарядке, стоит выбрать именно его. 

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Когда клеммы и корпус устройства почищены, крышки с емкостей батареи сняты, а спецодежда надета, пора приступать к зарядке автомобильного аккумулятора. Для этого нужно запомнить простой порядок действий: 

  1. Сначала к контактам батареи подключаются клеммы зарядного устройства. Важно помнить о знаках: «красный» провод подключается к плюсу, а «черный» — к минусу.
  2. Только теперь прибор для зарядки включается в сеть.
  3. С помощью специальных кнопок на зарядном устройстве нужно задать параметры — силу тока или напряжение. Это зависит от способна зарядки. 
  4. После выставления параметров нужно нажать на кнопку включения зарядки, а если ее нет, процесс начнется автоматически.
  5. Когда АКБ заряжена, нужно выполнить выключение в обратной последовательности: сначала отключить зарядку на устройстве, потом вынуть вилку из розетки, и лишь в самом конце — снять клеммы ЗУ с контактов аккумулятора.

Если выполнять все действия по инструкции, проблем не возникнет. Главное помнить о том, что огня или искр в помещении с аккумулятором быть не должно. Именно поэтому клеммы присоединяются к аккумулятору в самом начале, еще до включения в сеть — это самый важный пункт.

Как понять, сколько заряжать аккумулятор автомобиля? Это зависит от способа зарядки. На многих современных зарядных устройствах установлен индикатор, который даст понять, что батарея заряжена. Чаще всего процесс занимает около суток.

Как заряжать аккумулятор автомобиля от другой машины

Если у автомобиля разрядился аккумулятор, и его силы не хватает на запуск стартера, зарядить АКБ можно от генератора другой машины. Этот способ еще называют «прикуриванием». Для подзарядки понадобится только машина неравнодушного автомобилиста и специальные пусковые провода с большими зажимами — «крокодилы». Они чаще всего имеют стандартные цвета: черный и красный. 

Стоит обратить внимание также на то, что для подзарядки стандартного 12-вольтового аккумулятора нужен тоже 12-вольтовый аккумулятор. Напряжение батареи у грузовиков и тяжелой техники — 24 В или 48 В, они не подойдут для прикуривания легкового автомобиля.

Ошибка в прикуривании иногда очень дорого обходится автовладельцам. Если сделать что-то неправильно, можно лишиться всего электрооборудования или аккумулятора автомобиля. Поэтому стоит знать правильную последовательность действий:

  1. Сначала нужно поставить машины так, чтобы провода «крокодилов» могли дотянуться до обоих аккумуляторов.
  2. На автомобиле-доноре, то есть на исправной машине, нужно отключить все электрооборудование и зажигание.
  3. Далее нужно соединить красным пусковым проводом плюсы аккумуляторов на автомобилях.
  4. С минусами нужно быть осторожным. Один зажим черного провода крепится к минусовой клемме машины-донора. А второй зажим соединяется с оголенной металлической частью на кузове или двигателе другого автомобиля. Благодаря этому батарея машины-донора не разрядится в процессе.
  5. Необходимо убедиться в том, что провода нигде не застревают и не находятся около подвижных деталей двигателя.
  6. После этого нужно завести двигатель исправного автомобиля и не глушить его на протяжении хотя бы 5 минут. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно поработать мотору. После чего надо обязательно заглушить двигатель и отключить зажигание.
  7. Теперь можно проверить, заводится ли машина, аккумулятор которой был разряжен.
  8. После всех действий нужно аккуратно отсоединить пусковые провода, не касаться при этом других контактов зажимами.

Этот способ — крайняя мера. После прикуривания автомобиль начнет заводиться и будет работать исправно какое-то время, но это не повод отказываться от нормальной зарядки. Желательно полностью зарядить батарею, чтобы не снижать ее емкость и другие важные характеристики.

Популярные вопросы и ответы

На самые частые вопросы о зарядке аккумулятора автомобиля мы попросили ответить эксперта — Николая Баранова, генерального директора клубного автосервиса «Детали». 

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?

Не снимать аккумулятор с автомобиля можно, а вот снимать клеммы для правильной зарядки обязательно. Потому что в процессе могут появляться скачки напряжения, которые пагубно сказываются на электронных системах автомобиля.

Что заряжает лучше — генератор или зарядное устройство?

Однозначно зарядное устройство, генератор выдаёт очень маленькую силу тока и предназначен больше для поддержания заряда аккумулятора, а не для полноценной зарядки.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Аккумулятор можно заряжать на морозе, если электролит не превратился в лёд, но с большей вероятностью не получится зарядить его на 100% и без постоянного контроля напряжения, силы тока и плотности электролита можно привести его в нерабочее состояние навсегда.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля?

По словам эксперта, всё зависит от емкости аккумулятора, его состояния, температуры, степени разряда и также немаловажны характеристики зарядного устройства. При разных условиях зарядка может занимать от двух часов до двух суток. К примеру, при комнатной температуре, не замерзший, но разряженный аккумулятор без признаков внутренней неисправности емкостью 60A*h, будет заряжаться 10-12 часов. А в случае замерзшего аккумулятора перед зарядкой требуется его разморозить и только после этого проводить зарядку на минимальном токе. Или в случае автоматической зарядки в режиме «замерзший аккумулятор», тем самым время заряда увеличится в несколько раз. Также встречаются случаи, когда полностью разряженный аккумулятор заряжается за пару часов, это плохой знак и свидетельствует о потери ёмкости аккумулятора, который происходит из-за сульфатации пластин. Основных причин тут две: первая это естественный процесс старения аккумулятора при длительной эксплуатации и вторая причина — это постоянный недозаряд или разряд аккумулятора.

Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

В зарядке нового аккумулятора нет ничего негативного, но в любом случае очень тяжело встретить аккумулятор в магазине со 100%-ым зарядом, что соответствует напряжению 12,7-12,9В. Обычно при покупке нового аккумулятора продавец измеряет напряжение мультиметром, и аккумулятор выдаёт значение около 12,50В, что означает заряд порядка 80%, зарядка при данном показателе не требуется, но для своего спокойствия и продления срока службы аккумулятора можно провести данную процедуру. А вот в случае, когда на новом аккумуляторе вы видите значение 12,1В, считающееся минимально допустимым для запуска автомобиля, зарядка просто необходима.

Наверняка с каждым автовладельцем, который эксплуатирует свою машину хотя бы более пяти лет, случались проблемы, когда севший аккумулятор не мог запустить мотор, а если быть точнее — то напряжения было недостаточно для того, чтобы крутить стартер. Если у вас такой проблемы никогда не было за несколько лет, то можно сказать, что вам крупно повезло, так как средняя продолжительности жизни аккумулятора составляет порядка 3 лет. Хотя не исключено, что при бережном отношении и эксплуатации, АКБ может прослужить 4 или даже 5 лет.

Общие правила и советы по безопасности во время зарядки автомобильных аккумуляторов

Техника безопасности при выполнении подобных процедур должна стоять на первом месте, так как ее несоблюдение может вызвать повышенный риск для здоровья.

Крайне не рекомендуется выполнять эту работу в жилом помещении, лучше для этого использовать гараж или иное место.
Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
Запрещается курить, или использовать другие элементы огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
Подключается сначала АКБ к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.
Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
Не оставляйте процесс без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
Пробки каждой банки должны быть откручены, а если их нет, то обязательно прочтите ниже рекомендации для необслуживаемых А.Б.
Какое устройство необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора?

1

Несколько дней назад в одной из предыдущих я рассказывал о покупке зарядного устройства для АКБ автомобиля. Так было несколько слов о параметрах, на которые следует обращать внимание. Но здесь постараюсь все рассказать еще более подробно.

Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи.
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?

В большинстве случаев АКБ разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.

Но есть и более опасные случаи, когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы отказываются работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь, или же оставили включенной магнитолу даже без звука. Ниже будет приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.

2

Многие автомобилисты сильно удивятся тому, что установленный на их автомобиле аккумулятор в данный момент находится в состоянии 75 % заряда. Дело в том, что не всегда генератор способен зарядить батарею полностью по тем или иным причинам. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством до тех значений, которые указаны в таблице выше.

Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля?

Как уже говорилось выше, что устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку А.Б. и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.

Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.
Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?

Немалое количество современных АКБ являются так называемыми необслуживаемыми. То есть, за весь срок службы не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.

Разумеется, что если такой А.Б сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких экземпляров настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 Ампер.

Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор?

Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов (током 1/10 от емкости) до 100 %. Для примера, «пациент» имеет емкость 50 Ампер*час, значит силой тока 5 Ампер его нужно «гонять» 15 часов.

Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим: Уменьшив ток до 2,5 Ампер, 50-ый аккумулятор нужно будет «грузить» примерно 30 часов. Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного элемента питания(смотрите таблицу выше). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда (смотрим таблицу выше), то в расчет берем не 50 Ампер* час, а всего 25. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 2,5 или даже 1,75 Ампер.

Как правильно заряжать аккумулятор

29.03.2022 13:23:17

Практически каждому автовладельцу хоть раз приходилось задаваться вопросом – как заряжать аккумулятор автомобиля? Ведь даже исправный АКБ нуждается в периодической подзарядке. Ну а аккумуляторные батареи, отслужившие более 3 лет, и вовсе нуждаются в профилактическом обслуживании, включающем обязательную подзарядку.

Что такое аккумулятор

Автомобильный аккумулятор – АКБ – источник электропитания, состоящий из нескольких блоков, объединенных в единую батарею. Каждый отдельный блок (в просторечье – «банка») представляет собой емкость с электролитом и пластинами, погруженными в нее. Банка выдает 2,1 В. Собранные последовательно, элементы в сумме дают «автомобильные» 12,6 В.

Упрощенно, аккумулятор – батарейка, которая питает бортовую электронику в период, когда двигатель выключен и генератор не работает. Он подает напряжение на стартер для запуска мотора. При недостаточном заряде аккумулятор не сможет выдать необходимое напряжение и стартер не сможет провернуть коленвал для запуска двигателя. Поэтому необходимо отслеживать заряд батареи, иначе в морозный или просто холодный день автомобиль может не завестись.

По мере эксплуатации аккумулятор теряет заряд, на его пластинах появляются отложения сульфата свинца. Чем больше этих отложений, тем ниже емкость баратеи. Восстановление или поддержание емкости зависит от частоты поездок и от того, как часто батарее получается заряжаться при малых пробегах или во время простоя машины.

Разновидности АКБ

В зависимости от конструкции все автомобильные источники автономного электропитания делятся на 3 большие группы:

  • обслуживаемые – возможна замена пластин и доливка электролита, можно заряжать
  • малообслуживаемые – возможна только доливка электролита, можно заряжать;
  • полностью не обслуживаемые – можно только заряжать, электролит и пластины недоступны.

Также АКБ подразделяются на свинцовые и щелочные. Первая группа – самая распространенная и многочисленная. А вот щелочные представлены всего двумя разновидностями – литий-ионными и никель-кадмиевыми. Но встретить щелочной аккумулятор в сочетании с бензиновым или дизельным мотором практически невозможно. Они используются для гибридных и электрических машин.

Как правильно проверить аккумулятор и его заряд

Чтобы выяснить, нужна ли зарядка батарее, следует обзавестись вольтметром и ареометром. Первый измерят заряд, отображаемый в виде вольт. Второй нужен, если на автомобиль установлен обслуживаемый или малообслуживаемый аккумулятор. Ареометр понадобится для замеров плотности электролита в банках.

Проверка осуществляется только после, с выключенным мотором, спустя 10-12 часов после последней поездки. Иначе вольтметр покажет неправильный заряд. Отключать аккумулятор от бортовой сети также не следует.

Сначала проверяется общий заряд батареи. Вольтметр должен показывать 12,6-12,7 В. Также стоит обратить внимание на температуру окружающей среды. В мороз батарея показывает заряд, отличающийся от фактического в большую сторону:

При отклонениях вольтажа можно проверить заряд побаночно. Для этого ареометром замеряют плотность электролита. В норме для средних широт плотность должна составлять 1,27 г/см3. Аккумулятор для южных регионов может иметь меньшую плотность – 1,25 г/см3. В условиях Крайнего Севера используют АКБ с плотностью электролита не менее 1,29 г/см3.

Определить степень заряда с помощью ареометра довольно просто. В таблице указаны номинальные значения для температуры +15°С:

Меньшие значения по вольтметру (11,9-12,5 В) и ареометру (<1,27 г/см3) говорят о том, что аккумулятор стоит зарядить, либо в бортовой цепи электропитания есть утечка. Большие значения в бортовой сети мало возможны и могут быть связаны с климатическими условиями, в которых эксплуатируется автомобиль.

Как правильно заряжать аккумуляторы в домашних условиях

Зарядка автомобильной аккумуляторной батареи осуществляется с помощью специального прибора. Упрощенно он представляет собой своеобразный блок питания, преобразующий переменный ток из электророзетки в постоянный и передающий его на клеммы батареи.

Какой прибор выбрать для заряда аккумулятора

Устройство, которым восстанавливается заряд (ЗУ), бывает разной конструкции. В продаже можно найти:

  • пуско-зарядный прибор – предназначен для отдачи кратковременного импульса для запуска двигателя при прямом подключении к батарее без ее снятия с машины, могут зарядить аккумулятор;
  • импульсное устройство – возможна только зарядка батареи.

Существует еще и трансформаторное зарядное устройство. В отличие от импульсного, этот прибор обладает высокой стабильностью и надежностью. Но в силу объективных причин (большой вес, дороговизна), более не производится. Такое устройство стоит искать на вторичном рынке и тщательно проверять перед покупкой.

Помимо классификации по конструкции, зарядка для автомобильной батареи различается по типу управления.

  • Автоматическое устройство – зарядка работает полностью в автоматическом режиме, постепенно снижая зарядный ток по мере того, как растет заряд батареи. Не сможет заряжать сильно посаженную «батарейку».
  • Ручной зарядный прибор – устройство с ручной регулировкой силы тока и напряжения. Может зарядить полностью посаженную батарею.

Автоматическое устройство можно оставлять без присмотра, так как он самостоятельно регулирует выходную силу тока и напряжение, а когда зарядка завершится, прибор автоматически отключится. Такие ЗУ часто оставляют с вечера на целую ночь. За ручным же придется следить: регулировать параметры. Иначе аккумулятор может взорваться, если под воздействием напряжения вскипит электролит.

Меры предосторожности заряда аккумулятора

Стоит сразу оговориться, что неисправную батарею необходимо сдать на ремонт в специализированный сервисный центр. Заряжать ее бессмысленно, и даже небезопасно. В сервисном центре будет восстановлена емкость батареи и произведена ее первичная зарядка до номинального рабочего напряжения. После получения батарею следует зарядить дома, или сразу поставить на ежедневно эксплуатируемый автомобиль с исправным генератором и бортовой сетью электропитания.

Аккумуляторную батарею можно заряжать только с соблюдением мер предосторожности:

  • Аккумулятор можно поставить на заряд только в нежилом помещении, оборудованном рабочей вентиляцией.
  • Зарядка осуществляется специальным прибором – ЗУ при температуре +15…+20°С.
  • Поставить заряжаться можно только батарею, поверхность которой очищена от загрязнений и обезжирена. Грязь и пылевые отложения могут являться проводником.
  • Все операции с подключением и отключением батареи к ЗУ нужно осуществлять в диэлектрических перчатках. Внутри батареи залита серная кислота, поэтому также следует защитить глаза и максимально закрыть одеждой кожные покровы.
  • На все время работы ЗУ нельзя курить, зажигать огонь и производить искры, так как заряд батареи сопряжен с генерацией водорода. Газ при смешивании с воздухом образует взрывоопасную смесь, вспыхивающую от малейшей искры.

Чтобы правильно зарядить аккумуляторную батарею, необходимо соблюдать последовательность действий. Иначе возникнет риск поражения электрическим током, повреждения ЗУ и аккумуляторной батареи.

Последовательность заряда аккумулятора

Для начала необходимо подготовить место, где будет заряжаться батарея. Оптимально осуществлять все работы в гараже или в другом подходящем техническом помещении. Если такового нет, или оно недоступно, а зарядить батарею нужно, можно воспользоваться балконом.

Необходимо освободить достаточное пространство на столе или верстаке, чтобы на нем поместились и зарядник, и аккумуляторная батарея. Зарядный процесс лучше не прерывать перестановкой. Если устройство придется перемещать, важно следить за сохранением контактов с клеммами АКБ.

Аккумулятор необходимо снять с машины, даже если все работы осуществляются в гараже. На период отсутствия батареи автомобиль можно запереть на механический ключ, или же оставить на проверенном платном паркинге.

Чтобы зарядить батарею, достаточно последовательно выполнить несколько простых шагов:

  • внимательно изучить инструкцию к ЗУ;
  • установить аккумулятор и устройство на ровной твердой и устойчивой поверхности;
  • если батарея холодная, ей нужно дать несколько часов нагреться до температуры окружающей среды;
  • если нужно зарядить обслуживаемую или малообслуживаемую АКБ, необходимо открыть крышки, закрывающие горловины банок, у необслуживаемой батареи снимается заглушка газоотводного отверстия;
  • при необходимости в обслуживаемых и малообслуживаемых батареях доливается дистиллированная вода до отметки;
  • выкрученные пробки укладываются поверх отверстий, чтобы исключить попадание грязи в банки аккумуляторной батареи;
  • подключить устройство для зарядки к батарее, соблюдая полюсовку: сначала подключается «Плюс» (как правило, провод красного цвета), после этого «Минус» (у большинства производителей черный или синий провод) – главное не перепутать, поэтому стоит еще раз заглянуть в инструкцию к ЗУ;
  • включить зарядный прибор в розетку;

Автоматический заряд аккумулятора

Если аккумулятор будет заряжаться автоматическим прибором, то отслеживать процесс не нужно. Подзарядка завершится автоматически, как только зарядный ток упадет до 200 мА. Если устройство не оборудовано дисплеем или шкалой, на нем, как правило, присутствует цветосветовая индикация.

По завершению процедуры следует выполнить последовательность действий, но в обратном порядке – выключить устройство, скинуть минусовую и плюсовую клеммы, закрыть крышки или заглушку, вернуть батарею в автомобиль. Если все сделано правильно, АКБ будет готов к работе. Останется лишь подсоединить батарею к машине, обеспечив плотный контакт по всей поверхности каждой клеммы.

Ручной заряд аккумулятора

Устройство с ручным управлением настраивается. Нужно выставить силу тока и напряжение. Причем ручной зарядный прибор обычно может работать в обоих режимах. Поэтому нужно понимать специфику его настройки.

Заряжать батарею можно либо постоянным током, либо постоянным напряжением. В первом случае последовательность настойки устройства следующая:

  • выставляется сила тока в 10 раз меньше реальной емкости аккумуляторной батареи – например, «батарейка» номинально соответствует 65 А·ч, то выставляется 6,5 А;
  • по мере того, как будет расти заряд, напряжение батареи будет увеличиваться, и по достижении 14,4 В силу тока нужно убавить в 2 раза – для нашего примера сила тока составит 3,25 А, а если прибор не поддерживает сотые доли, то округлять нужно только в большую сторону;
  • по достижении напряжения в аккумуляторе 15 В нужно еще убавить ток в 2 раза – в нашем примере до 1,6 В;
  • пошаговое убавление на 15 В осуществляется до тех пор, пока напряжение не перестанет расти – если оно зафиксировалось и не меняется в течение 1,5-2 часов, батарею можно считать полностью заряженной.

Зарядить батарею можно и постоянным напряжением. Причем зарядный прибор будет автоматически регулировать силу тока, т.е. фактически будет работать как автоматический зарядник. Последовательность настройки в этом случае будет уже следующая:

  • выставить на ЗУ фиксированное напряжение в 14,5 В, при этом прибор должен иметь отсечку в 20 А, которая предотвратит разрушение батареи;
  • по мере того, как батарея будет заряжаться, сила тока будет падать;
  • по достижении силы тока в 1/10 от заявленной емкости, АКБ считается заряженным – например, для батареи емкостью 60 А·ч сила тока не должна превышать 0,6 А.

Какой способ лучше? С точки зрения ресурса батареи зарядка постоянным напряжением предпочтительна, тогда как постоянный ток губителен для банок и часто приводит к вскипанию электролита. Но с точки зрения продолжительности процесса, именно постоянное напряжение проигрывает постоянной силе тока. К тому же постоянное напряжение может дать максимум 90% заряда при условии подачи напряжения 15 В.

Сколько заряжаются аккумуляторы в автоматическом и ручном режимах

Готовясь заряжать аккумуляторную батарею, стоит ожидать продолжительности процесса не менее 10-12 часов. Все зависит от емкости АКБ, а также от выбранного способа зарядки. Для примера возьмем распространенную емкость 70 А·Ч:

  • автоматическая ЗУ – 10-15 ч, в зависимости от модели и ресурса батареи;
  • ЗУ с ручным управлением, зарядка постоянным напряжением – от 24 ч, если стремиться дать максимально полный заряд;
  • ЗУ с ручным управлением, зарядка постоянным током – до 10 ч, если пренебречь ресурсом батареи.

Конечно, если время есть, предпочтительней пользоваться импульсными автоматическими ЗУ или ручными, но с постоянным напряжением. А вот если время не терпит, то зарядить аккумулятор можно и постоянным током. 1-2 процедуры его сильно «не убьют», но обеспечат уверенный старт в морозы.

В большинстве случаев поводом к зарядке как раз и являются морозы или просто холодное время года. И у большинства автолюбителей возникают резонные вопросы – при каких условиях можно зарядить аккумуляторную батарею, а при каких – не стоит.

Можно ли заряжать аккумулятор в жару и мороз

Климатические условия оказывают влияние на эксплуатацию и зарядку автомобильной «батарейки». При нормальной эксплуатации автомобиля аккумулятор должен штатно заряжаться от бортового генератора. И такой заряд считается одним из лучших для ресурса батареи.

В жаркое время года необходимости зарядить АКБ практически не возникает. Обычно даже выработавшая свой ресурс батарея может выдавать ток, достаточный для работы стартера. Исключения составляют аккумуляторы, которые оказались разряжены ниже предельных значений из-за:

  • долгого простоя машины – автовладелец не пользовался машиной в течение 1 месяца и более, при этом не скинул клеммы с батареи;
  • включенных на длительный срок внешних световых приборов при выключенном двигателе – водитель банально забыл выключить габариты, или же «залипло» реле управления светотехникой;
  • утечки в бортовой проводке – изоляция на каком-то из проводов повредилась, что приводит к бесполезной нагрузке.

Зарядить аккумуляторную батарею в жару можно, но при температуре окружающей среды более 25°С следует контролировать процесс. Дело в том, что во время зарядки электролит нагревается. И его закипание может привести к повреждению батареи или даже ее взрыву.

Можно ли заряжать аккумулятор в морозы? Да, и делать это придется довольно часто, если батарея уже выходила свой ресурс. Все дело в способности банок воспринимать заряд при отрицательной температуре. Их рабочим диапазоном считается 0…+25°С.

И если за период поездки электролит не успеет нагреться, заряд в батарею не пойдет, и расход на запуск двигателя не будет компенсирован. 3-4 таких запуска и АКБ садится до такой степени, что уже не может генерировать ток для работы стартера.

Единственным нюансом холодной подзарядки аккумулятора можно считать ее продолжительность. Сколько на это потребуется часов? Заряжаться придется на 25-50% дольше, чем при нормальной температуре. И это при условии зарядного процесса в неотапливаемом гараже или техническом помещении.

Если батарею решили поставить заряжаться в отапливаемом помещении, то время на заряд не увеличится. Но придется ждать 2-4 часа, пока весь аккумулятор не нагреется до температуры окружающей среды. Конденсат для батарейки губителен, а быстрый нагрев электролита и вовсе может привести к повреждению банок.

Нюансы заряда аккумулятора при редких и коротких поездках

Особенности эксплуатации машин не приводят к стабильной дозарядке батарей при коротких поездках. Маршрут «дом-работа-дом» продолжительностью не более 20 минут приводят к тому, что генератор не успевает зарядить аккумулятор до 100% даже в теплое время года, в холода заряд и вовсе не восполняется.

Некоторые автолюбители прибегают к приборам дозарядки, которые малыми токами могут зарядить батарею до 95-100%. Можно ли заряжать аккумулятор таким способом? К сожалению, нет. Такой заряд аккумулятора негативно влияет на его ресурс. Лучше заряжаться привычным способом – постоянным напряжением, т.е. со снятием батареи и ее подключением к автоматическому или ручному ЗУ.

Как часто нужно давать такому аккумулятору заряжаться? Если емкость сохранена, ресурс не выхожен, и батарея используется не более 3 лет, то будет достаточно зарядить ее дважды:

  • перед наступлением холодов – поздней осенью или в начале зимы;
  • весной, когда на улице царит устойчивый среднесуточный «плюс».

А что делать, если машина зимой попросту не эксплуатируется? В этом случае можно не снимать батарею. Достаточно зарядить ее полностью перед постановкой на хранение, минусовую клемму нужно скинуть на весь период консервации. В этом случае весной батарея будет заряжаться намного быстрее, а ее ресурс не будет исчерпан неминуемой потерей заряда из-за естественного сопротивления подключенной бортовой электропроводки и неотключаемых цепей авто.

Аккумулятор — один из ключевых компонентов автомобиля, обеспечивающий работу стартера и питание всей бортовой электросети. От состояния аккумуляторной батареи напрямую зависит возможность запуска двигателя. Кроме того, именно аккумулятор позволяет работать фарам, стеклоподъёмникам, мультимедиа системе и другому оборудованию, когда мотор не работает.

Со временем любой автомобильный аккумулятор разряжается — это естественный процесс, обусловленный химическими реакциями внутри батареи. Дополнительно на снижение заряда влияет саморазряд, а также питание бортовой электроники во время стоянки.

Частая причина недозаряда аккумулятора — короткие поездки, во время которых генератор не успевает полностью зарядить батарею обратно. Поэтому периодически требуется подзаряжать автомобильный аккумулятор с помощью внешнего зарядного устройства.

Зарядка автомобильного аккумулятора.

Регулярная зарядка позволяет продлить срок службы аккумулятора. А главное — избежать ситуации, когда из-за севшего аккумулятора автомобиль не заводится. В этой статье мы подробно расскажем, как определить необходимость зарядки батареи и как правильно ее заряжать.

Содержание

  • 1 Когда заряжать аккумулятор
  • 2 Каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор
  • 3 Каким током заряжать автомобильный аккумулятор
  • 4 Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством
  • 5 Техника безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора
  • 6 Ответы на частые вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора
  • 7 Заключение

Когда заряжать аккумулятор

Чтобы вовремя заметить необходимость зарядки, нужно регулярно контролировать состояние аккумулятора. О разряде может свидетельствовать слабая работа стартера, проблемы с запуском двигателя, особенно в холодную погоду, снижение яркости фар.

Также признаком недостаточного заряда является падение напряжения на клеммах аккумулятора. Его можно замерить мультиметром. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор должен иметь напряжение около 12,6-12,8 В. Снижение на 0,1 В означает потерю примерно 10% заряда. Когда напряжение опускается ниже 12,4 В, рекомендуется зарядить батарею.

Измерение напряжения автомобильного аккумулятора.

Обязательно заряжайте аккумулятор, если автомобиль не эксплуатировался более 2 недель. Даже если после простоя машина нормально заводится, восстановить заряд батареи не помешает.

Также регулярная подзарядка необходима минимум 2 раза в год — весной и осенью. Это позволит продлить срок службы аккумулятора и избежать внезапной разрядки в самый неподходящий момент.

Каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор

Стандартное рабочее напряжение бортовой сети автомобиля составляет 12 Вольт. Именно на это значение рассчитаны все потребители электроэнергии — от фар до мультимедиа системы.

Однако максимальное напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора немного превышает рабочий уровень и составляет 12,6-12,8 В. Этот небольшой «запас прочности» необходим, чтобы при запуске двигателя и включении мощных потребителей напряжение не падало сразу до критических значений.

При зарядке напряжение должно быть еще выше — в районе 14,4-14,8 В. Такое значение обеспечивает максимально быстрый и полный заряд свинцово-кислотного аккумулятора.

Важно! Превышать рекомендуемый уровень напряжения при зарядке не следует, это может повредить аккумулятор.

В большинстве современных зарядных устройств процесс регулирования напряжения автоматизирован. Пользователю достаточно лишь выбрать тип аккумулятора — 6В, 12В или 24В. Дальше зарядное устройство само будет контролировать напряжение и не допустит его критического превышения.

Основные параметры зарядки автомобильного аккумулятора

Параметр Значение
Напряжение полностью заряженного АКБ 12,6-12,8 В
Максимальное напряжение зарядки 14,4-14,8 В
Оптимальный ток зарядки 0,1 ёмкости АКБ (А·ч)
Ток для зарядки необслуживаемого АКБ 0,05 ёмкости АКБ (А·ч)
Время быстрой зарядки 8-10 часов
Время полной щадящей зарядки До 24 часов

Однако в любом случае рекомендуется периодически проверять показатели напряжения на дисплее ЗУ. А после завершения зарядки желательно замерить напряжение на клеммах аккумулятора мультиметром — его значение должно соответствовать номинальному для полностью заряженной АКБ.

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор

Помимо контроля напряжения, важно правильно выбрать силу тока зарядки аккумулятора. От этого зависит скорость и качество процесса.

Оптимальная сила тока зарядки составляет 0,1 от емкости аккумулятора. Например, для батареи емкостью 55 А·ч (ампер-часов) подходящий ток зарядки — 5-5,5 А (ампер).

Ориентироваться нужно на данные, указанные на этикетке или корпусе аккумулятора. Если такой информации нет, можно воспользоваться универсальными значениями:

  • Для компактных батарей 40-60 А·ч оптимальный ток зарядки 4-6 А.
  • Для емких аккумуляторов 70-90 А·ч ток зарядки должен быть около 7-9 А.
  • Для мощных грузовых АКБ 100 А·ч и более подойдет 10 А.

Но чем меньше будет ток зарядки, тем лучше для аккумулятора. Например, заряжая 60 Ач батарею током 3А вместо 6А, процесс займет больше времени, зато будет наиболее щадящим.

Особое внимание стоит уделить зарядке необслуживаемых аккумуляторов. Из-за герметичного корпуса для них рекомендуется применять минимальный ток — 0,05 от ёмкости АКБ. То есть для 60 А·ч батареи оптимальный ток всего 3А.

Таблица значений уровня заряда в процентах автомобильного аккумулятора и напряжения на клеммах для 12 и 24 вольтовых аккумуляторов.При соблюдении правил зарядки отслеживать ток нет необходимости — современные зарядные устройства полностью автоматизируют этот процесс. Но контролировать показатели силы тока на дисплее ЗУ всё же стоит.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством

Чтобы зарядить аккумулятор максимально эффективно и безопасно, нужно придерживаться определенной последовательности действий:

  1. Подготовка АКБ к зарядке:
  • Осмотреть аккумулятор на предмет повреждений корпуса, подтеков электролита.
  • Очистить клеммы от окислов при помощи наждачной бумаги.
  • Проверить уровень и плотность электролита (для обслуживаемых АКБ). При необходимости долить дистиллированной воды.
  • Выкрутить пробки (кроме необслуживаемых АКБ).
  • Дать аккумулятору прогреться до комнатной температуры, если он хранился на холоде.
  1. Выбор зарядного устройства:
  • Отдать предпочтение автоматическому ЗУ с режимами для разных типов АКБ.
  • Убедиться, что ЗУ рассчитано на напряжение вашего аккумулятора (6В, 12В, 24В).
  • ЗУ должно иметь регулировку максимального тока зарядки.
  1. Подключение ЗУ к аккумулятору:
  • Сначала присоединить зажимы ЗУ к клеммам АКБ, строго соблюдая полярность.
  • Затем подключить ЗУ к розетке 220В.
  • Включить ЗУ и выбрать режим зарядки (в автоматических ЗУ).
  1. Контроль процесса зарядки:
  • Периодически проверять напряжение и силу тока на дисплее ЗУ.
  • Не допускать перегрева электролита.
  • Соблюдать меры безопасности.
  1. Завершение зарядки:
  • Критерии полной зарядки — минимальный ток (0,1-0,2А) и напряжение 14,4-14,8В.
  • Сначала отключить ЗУ от сети, затем отсоединить зажимы от АКБ.
  • Проверить напряжение на клеммах аккумулятора.

Техника безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора

Работа с аккумулятором требует соблюдения мер предосторожности, так как неправильные действия могут привести к травмам и повреждению имущества.

Вот основные рекомендации по технике безопасности при зарядке АКБ:

  1. Средства защиты:
  • использовать защитные очки, перчатки и спецодежду, закрывающую кожу;
  • держать под рукой раствор соды для нейтрализации электролита при попадании.
  1. Место зарядки:
  • проводить в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе;
  • исключить источники открытого огня, искр (не курить!).
  1. Подготовка АКБ:
  • убедиться в отсутствии повреждений корпуса;
  • вывернуть пробки (кроме необслуживаемых АКБ);
  • очистить клеммы от окислов.
  1. Зарядное устройство:
  • использовать ЗУ в исправном состоянии, согласно инструкции;
  • проверить соответствие напряжения ЗУ и АКБ;
  • не оставлять работающее ЗУ без присмотра.
  1. Порядок подключения:
  • сначала присоединить зажимы к клеммам АКБ, затем ЗУ к розетке;
  • строго соблюдать полярность, избегать короткого замыкания.
  1. В процессе зарядки:
  • следить, чтобы электролит не перегревался и не кипел;
  • периодически проверять напряжение и ток зарядки;
  • не накрывать ЗУ и АКБ во избежание перегрева.
  1. После зарядки:
  • сначала отключить ЗУ от сети, затем от АКБ;
  • проветрить помещение;
  • вымыть руки с мылом.

Зарядка автомобильного аккумулятора.

Ответы на частые вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора

Вокруг темы зарядки аккумуляторов автомобилей существует много вопросов. Давайте разберем ответы на самые распространенные из них:

  1. Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с машины?

Да, можно. Главное — отключить клеммы АКБ от бортовой сети, иначе возможны скачки напряжения, опасные для электроники автомобиля.

  1. Чем лучше заряжать — генератором или зарядным устройством?

Лучше использовать зарядное устройство. Генератор выдает маленький ток и предназначен лишь для поддержания заряда, а не полноценной зарядки.

  1. Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Можно, если электролит не замерз. Но лучше предварительно прогреть АКБ до комнатной температуры. Иначе полная зарядка не гарантирована.

  1. Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор?

Время зарядки зависит от емкости АКБ, температуры, зарядного устройства. Обычно это 8-10 часов для быстрой зарядки и до суток — для щадящей.

  1. Нужно ли заряжать новый аккумулятор?

Нет необходимости, если его напряжение выше 12,6 В. Но для продления срока службы рекомендуется все же провести зарядку.

  1. Можно ли заряжать аккумулятор от другой машины?

Да, возможно. Главное — напряжение обоих АКБ должно совпадать. Необходимо использовать пусковые провода и соблюдать полярность.

Следуя рекомендациям и технике безопасности, можно правильно зарядить автомобильный аккумулятор и продлить срок его службы.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим важность регулярной зарядки для нормальной работы и продления срока службы автомобильного аккумулятора.

Рекомендуется заряжать АКБ не реже двух раз в год — весной и осенью. Это позволит избежать внезапных отказов, особенно в морозный период, когда стартеру требуется максимум энергии от аккумулятора.

Оптимальная периодичность зарядки автомобильного аккумулятора:

  • Раз в 1-2 месяца при интенсивной эксплуатации автомобиля.
  • Раз в 3-4 месяца при умеренной эксплуатации.
  • Обязательно после более чем 2-недельного простоя.
  • После любого случая глубокого разряда батареи.

Для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии также важно:

  • Следить за уровнем и плотностью электролита.
  • Не допускать сильной разрядки батареи.
  • Своевременно диагностировать и устранять неисправности электрооборудования.
  • Использовать ЗУ с автоматическими режимами зарядки.
  • Соблюдать технику безопасности при работе с АКБ.

Придерживаясь этих несложных правил, вы значительно продлите срок службы автомобильного аккумулятора и избежите многих неприятных ситуаций, связанных с его внезапной разрядкой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядка foxsur инструкция на русском
  • Зарядка bosch c3 инструкция на русском
  • Зарядка b3 compact charger инструкция на русском
  • Заряд 2 зарядное устройство инструкция по применению
  • Зарядное устройство liitokala lii 500 инструкция на русском языке