В конце прошлого столетия большинство многоквартирных домов имело плоские крыши, а для их гидроизоляции использовался битум. О качестве таких покрытий говорить можно много, мы приведем только один факт – стоимость квартир на последнем этаже была намного ниже остальных. Причина очень простая, из-за некачественного покрытия крыши возникали постоянные протечки. Аварийные или плановые работы обеспечивали герметичность всего несколько лет. Этого времени как раз хватало для выполнения очередного ремонта внутренних помещений, затем крыша опять протекала и все повторялось.
В настоящее время строительные технологии пошли настолько далеко, что модифицированная битумная гидроизоляция поверхностей стала одним из наиболее надежных средств среди всех существующих материалов.
Жидкий битум для кровли
Жидкий битум для крыши среди качественных кровельных материалов занимает достойное место по эксплуатационным характеристикам и техническим параметрам. Но это не все его достоинства, этим материалом легко работать, нет надобности использовать специальные инструменты и оборудование. Некоторые виды жидкого битума можно применять по влажным бетонным поверхностям, что крайне важно при необходимости выполнения срочных аварийных работ.
Битумная мастика для крыши
Преимущества жидкого битума для кровли
Природный битум, который ранее использовался во время герметизации кровли в чистом виде, облает целым рядом свойств, крайне негативно влияющих на герметичность покрытия. Современные материалы таких недостатков лишены, к их преимуществам относят следующие характеристики.
- Эластичность. Крыша постоянно меняет свои размеры, происходит это из-за тепловых расширений, колебаний фундамента, цикличных ветровых и снеговых нагрузок. Натуральный битум не имеет пластичности, при возникновении напряжений на разрыв или сжатие он трескается. Со временем микротрещины увеличиваются до значительных размеров и появляются протечки. Современный жидкий битум сохраняет пластичность при температуре -40°С и более, за счет этого покрытие без проблем компенсирует изменения размеров крыши.
Слой герметичен, не пропускает воду весь период эксплуатации
- Химическая инертность. Жидкий битум не вступает в реакции с другими химическими веществами и сам не выделяет в воздух вредных соединений. Это дает возможность значительно расширить сферы использования материала.
- Высокие значения адгезии. Такую мастику можно применять для гидроизоляции различных строительных материалов: кирпичной кладки, бетонных поверхностей, плит ОСП и фанеры, натуральных досок, металла и т. д.
За счет большой адгезии почти исключается вероятность отслоения и образования протечек
- Длительный срок эксплуатации. Ученые разработали специальные стабилизаторы, которые сохраняют первоначальные физические характеристики длительный период времени. За счет этого свойства время эксплуатации увеличилось до 30 лет и более. По этим параметрам мастика занимает одно из ведущих мест среди различных гибких типов кровельных материалов.
Но такими показателями обладают только качественные битумные мастики от известных производителей. Во время покупки следует обращать особое внимание на этот фактор.
Цены на битумную мастику
Битумная мастика
Виды битумных мастик
В настоящее время разработано широкую линейку герметиков, отличающихся по физическим характеристикам и химическому составу. Но все они условно разделяются на две большие группы.
Виды мастик | Краткое описание технических и эксплуатационных характеристик |
---|---|
Холодные |
Однородный состав, перед использованием нагревание не требуется. Необходимая консистенция достигается за счет введения специальных растворителей, после их испарения на открытом воздухе битум становится вязким и удовлетворяет потребностям пользователей. С холодными мастиками намного проще работать, они могут применяться как во время нового строительства, так и для выполнения аварийных ремонтных работ. Недостаток – относительно высокая стоимость. |
Горячие |
Считаются профессиональным кровельным материалом, перед нанесением нужно нагревать. По технологии использования довольно сложные, необходимо строгого соблюдать инструкцию производителя. Есть виды мастик, требующих подогрева и основания, в противном случае материал не успевает пропитаться на плановую глубину, слой легко отрывается во время эксплуатации. Преимущество – невысокая цена. |
Во время выбора конкретного вида материала нужно учитывать все индивидуальные особенности кровли, климатическую зону расположения здания, возможные максимальные нагрузки на крыши и т. д.
Назначение битумных мастик
В зависимости от конкретного места использования мастики разделяются на несколько групп.
- Гидроизоляционные. Применяются на кровлях для создания надежного гидроизоляционного слоя, могут использоваться на фундаментах и иных архитектурных конструкциях. В чистом виде на крыше встречаются редко, чаще применяются как один из слоев кровельного пирога.
Фото гидроизоляционной мастики Bitumast
- Приклеивающие. Такими составами намазывают основания кровли перед приклеиванием рулонных покрытий. Могут применяться во время укладки битумной черепицы, для обустройства мест примыкания вертикальных поверхностей к крыше. Приклеивающие мастики чаще всего не имеют стабилизаторов, повышающих устойчивость к ультрафиолетовым лучам, и не рекомендуются к использованию на открытом воздухе.
На поверхность нанесена приклеивающая мастика
- Антикоррозионные. Этими составами покрываются металлические поверхности, мастики защищают конструкции от негативных окислительных процессов.
Антикор битумный AquaMast ТехноНиколь
Общие требования к жидкому битуму
Крыша – один из самых ответственных архитектурных элементов строения, от ее надежности во многом зависит длительность эксплуатации здания. На долговечность и надежность крыши влияет много факторов, в том числе и качество герметизации. В связи с такой ответственностью, к жидкому битуму предъявляются жесткие требования.
- Составы должны быть однородными без включений каких-либо твердых нерастворимых компонентов. После нанесения поверхность должна быть идеально ровной, площадь контакта битума максимальная, без перерывов и пропусков.
Состав должен быть однородным
- Жидкий битум должен быть технологичным. Не создавать больших трудностей во время работы, не требовать применения дополнительных подготовительных мероприятий. Жидкий битум можно наносить обыкновенной малярной щеткой или валиком, работать без необходимости специальной профессиональной подготовки.
Самый популярный инструмент для нанесения мастики – кисть или валик. Можно наносить методом распыления
- Материалы, предназначенные для ремонтных работ, должны иметь высокие значения адгезии с влажными поверхностями, в том числе и при низких температурах. Такие жидкие битумы стоят довольно дорого, но они являются незаменимыми материалами во время ликвидации аварийных протечек на крышах жилых домов.
Поверхность должна быть сухой, без снега и наледи, очищенная от пыли и грязи, остатков старого покрытия
- Стабильность физико-механических свойств. Любые протечки на кровлях становятся причиной больших проблем, часто приходится делать внеплановые ремонты внутренних помещений.
Жидкий битум должен гарантировать герметичность покрытия не менее тридцати лет
- Широкий диапазон температур. На крышах солнце нагревает материалы до высоких значений, намного сильнее такому воздействию подвергаются составы черного цвета. Жидкий битум должен после непродолжительного застывания повысить показатели вязкости и сохранять их при температуре от +80°С до -40°С.
Битумное покрытие должно сохранять вязкость при широком диапазоне температур
Вяжущими веществами являются нефтяные битумы, остающиеся после переработки нефти на более дорогие продукты. В зависимости от физических характеристик могут быть твердыми, полутвердыми и жидкими, по цвету черными или темно-бурыми.
Правила нанесения жидкого битума
Для примера рассмотрим вариант ремонта наклонной кровли многоквартирного дома.
Важно. Ремонтные работы носят временный характер, задача – максимально быстрое устранение протечек до теплого сезона. В дальнейшем планируется выполнить капитальный ремонт покрытия.
Ремонт делается в очень сложных погодных условиях при температуре наружного воздуха -2°С. Поверхность кровли не полностью просушена. Для таких работ следует выбирать только качественный состав, в противном случае надеяться на положительный результат не стоит.
Для работы следует подготовить малярную кисть, шпатель из нержавеющей стали, монтажный нож. Если предстоят длительные работы, то нужно иметь бензин или иной специальный растворитель для разведения загустевшего жидкого битума. Руки желательно защищать перчатками. Во время производства работ категорически запрещается курить.
Шаг 1. Внимательно обследуйте кровлю и попытайтесь найти место протечки.
Протекающая кровля должна быть тщательно осмотрена
Сразу следует знать, что сделать это очень сложно, иногда невозможно. Дело в том, что расстояние от места повреждения кровли до места протечки может составлять несколько метров, по внешнему виду очень сложно определить связь между точками нарушения герметичности. Тем более, если на крыше есть несколько слоев мягких покрытий, каждый из них может перенаправить потоки воды в любую сторону на большое расстояние. Проблемы с покрытиями легче находить постукиванием по поверхностям. Если звук глухой барабанный, значит, слой оторвался от основания, в этом месте может быть протечка.
Покрытие лучше всего простучать пальцами, осмотреть куски, которые отходят от основного покрытия
Практический совет. После того как примерно обнаружены вероятные места протечек, следует решить главную проблему. Это не тщательное заделывание стыков жидким битумом, хотя и этот процесс очень важен. Главная задача – устранить причину, по которой в этом месте скапливалась вода, сделать нормальные стоки. Если на поверхности крыши постоянно застаиваются дождевые или талые воды, то никакие ремонты не помогут, они будут эффективны непродолжительный период времени.
Вначале восстановите функциональность стоков, а только после этого приступайте к ремонту протечек. Это алгоритм всех ремонтных работ на плоской крыше.
Шаг 2. Подготовьте жидкий битум.
Битум обычно фасуют в банки объемом от 1000 мл и ведра объемом от 5 до 20 литров
Мастика битумно-каучуковая «Универсальная»
В большинстве случаев его достаточно размешать обыкновенной палочкой.
Размешать можно палкой
Ели вязкость материала вас не устраивает, то можно немного его разбавить. Такие случаи возникают из-за длительного и неправильного хранения жидкого битума. Еще один вариант – мастер пользуется не новой упаковкой, а старой, которая осталась после предыдущих ремонтов. В них растворители частично испаряются и жидкий битум необходимо самостоятельно доводить до нужной кондиции.
Чем разбавить битумную мастику
Шаг 3. Оторвите стыки в слабых местах. Если есть возможность, то рекомендуется проделать эту операцию по всей длине нахлеста. Дело в том, что если адгезия уже понизилась в одном месте, то через несколько месяцев появятся проблемы и в других. Раз кровля делалась одновременно, то она так же в одно время стареет и теряет первоначальные свойства.
Оторвите стыки в слабых местах
Шаг 4. Очистите поверхности от грязи, постарайтесь места намазывания жидким битумом немного просушить. Дело в том, что инновационные современные материалы на водной основе могут впитываться только в бетонные или кирпичные поверхности, в старые рулонные материалы мягких кровель они не проникают. С этими покрытиями жидкий битум приклеивается только за счет своих физических свойств, а они во многом зависят от фактического состояния основания.
Шаг 5. Кисточкой тщательно нанесите мастику.
Нанесение слоя мастики
Вначале между двумя слоями рулонного покрытия, а потом сверху.
Сильно прижимайте полосы, состав должен немного выдавливаться. Ели кровля стала настолько жесткой, что постоянно приподнимается, то места нахлеста нужно придавить, используйте в этих целях любые строительные отходы.
В качестве груза можно использовать старые кирпичи
Важно. Не экономьте жидкий битум, промазывайте стыки на максимальную глубину. Имейте в виду, что повторный ремонт обойдется намного дороже, чем качественно сделанный первый.
Во время герметизации кровли обращайте внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал препятствий для схода воды. Не делайте на крыше отстойников, поверхность должна быть максимально ровной, а все выступы и бугорки направлять потоки воды к сливу.
И последнее. Всегда надо помнить, что даже самый качественный ремонт считается временной мерой для устранения аварийных проблем.
На фото отремонтированный участок кровли
Цены на обмазочную гидроизоляцию
Обмазочная гидроизоляция
Отремонтированная кровля не гарантирует герметичность длительный период времени. Пока в помещениях сухо – готовьтесь к капитальному ремонту крыши здания. Только после полной замены кровли можно решить проблему. Тем более, что в настоящее время в реализации есть большой выбор очень качественных покрытий.
Видео – Покрытие кровли жидкой мастикой
Для ремонта кровли может применяться не только мастика, но и битумная лента. Она многофункциональна и позволяет провести ряд ремонтных работ в труднодоступных местах, так как довольно гибкая и эластичная. Читайте все о битумных лентах на нашем сайте.
Битум — один из старейших гидроизоляционных материалов. Это не преувеличение — его использовали еще в Месопотамии и других древних государствах. Но в чистом виде битум недолговечен: после застывания он становится хрупким, растрескивается при перепаде температур, не выдерживает точечную нагрузку — достаточно неудачно наступить на битумное покрытие, чтобы повредить его и нарушить герметичность. Поэтому вместо чистого битума в современном строительстве для гидроизоляции используют составы на его основе — битумные мастики. После застывания они дают прочное и эластичное покрытие со сроком службы до 25 лет, а в ряде случаев — и больше.
Что такое битумная мастика
Основной компонент битумной мастики — это окисленный нефтяной битум. Чтобы сделать его жидким, в битум добавляют растворители: уайт-спирит, сольвент, толуол. После нанесения летучие растворители быстро испаряются, а битумное покрытие застывает. Так как пользоваться битумной мастикой только с растворителем в составе сложно, в нее вводят другие компоненты:
- Для твердости и теплостойкости: пылевой асбест, зола, мелкодисперсные порошки из кирпича, кварца, доломита, талька, известняков.
- Для густоты: мел, молотый асбест, торфяная крошка. Работа с битумной мастикой с такими наполнителями облегчается. При нанесении состав лучше сохраняет свою форму и не так растекается, что позволяет вывести покрытие на неровной поверхности в плоскость.
- Для армирования и устойчивости к изгибам: нити минеральной ваты, стекловолокно, волокнистый асбест.
В двухкомпонентных смесях загуститель для битумной мастики вносится непосредственно перед применением. Двухкомпонентные составы хранятся дольше и могут использоваться в течение нескольких месяцев после открытия при условии герметичного запечатывания тары. Прежде чем наносить битумную мастику, загуститель выливают к базе и тщательно перемешивают. Важно получить однородный текучий раствор, иначе битумное покрытие прослужит недолго.
Холодная и горячая битумная мастика
Мастику, приведенную в жидкое состояние растворителями, называют холодной, поскольку ее не нужно нагревать перед применением. Конечно, если температура не ниже +5 °C.
Использование мастики холодного типа имеет несколько преимуществ:
- Безопасность. Нет нагрева, а значит, и риска получения ожогов или возникновения пожара при нарушении технологии тоже нет.
- Пластичность. Холодные битумные мастики применяют для заполнения деформационных швов, поскольку даже после застывания они остаются эластичными и не растрескиваются при сдавливании.
- Удобство. Перед тем как применять битумную мастику холодного типа, ее нужно просто хорошо перемешать. Максимум — добавить загуститель, если она двухкомпонентная. К тому же, наносить ее проще, чем разогретый и быстро остывающий битум.
- Долговечность. Как несклонный к растрескиванию материал, холодная мастика служит долго. Особенно если в нее добавлены полимерные присадки. Но об этом позже.
Хотя холодная мастика — это, фактически, стандарт современного строительства, иногда используют и горячие составы. Конечно, это давно не чистый битум — в него добавляют множество наполнителей и присадок, чтобы сделать гидроизоляционное покрытие устойчивым к механическим повреждениям и перепадам температур. Но в числе этих наполнителей нет растворителей, поэтому перед тем как пользоваться мастикой битумной горячего типа, ее нужно нагреть до 150-180 °C.
Горячие мастики очень неудобны и опасны в применении из-за риска получить серьезный ожог и стремительного загустения после снятия с огня. Но у них есть свои преимущества:
- Нет усадки. При испарении растворителей объем холодной мастики сильно уменьшается. В горячей битумной мастике растворителей нет, поэтому после застывания объем остается таким же.
- Плотная структура без пор. Опять-таки, нет растворителей — нет пор, которые появляются при испарении летучих веществ.
- Быстрое застывание. После укладки слой горячей мастики полностью застывает очень быстро. Поэтому использование битумной мастики горячего типа оптимально в тех случаях, когда на структурирование гидроизоляционного слоя есть всего несколько часов, а не положенные сутки. Например, при ремонте кровли в дождливые периоды.
Из-за быстрого отвердевания, горячую битумную мастику не применяют для гидроизоляции крыш большой площади.
Для чего нужна битумная мастика
Теперь о том, где используется битумная мастика. Это универсальный гидроизолирующий материал, который применяют на всех этапах строительства: от установки временного забора до перекрытия кровли. При проведении кровельных работ битумная мастика может выполнять четыре функции:
- Гидроизоляционный слой при устройстве плоской крыши. Применение битумной мастики для гидроизоляции — классика строительства. Если битумное покрытие — финальный слой кровельного пирога, его посыпают минеральной крошкой для защиты от ультрафиолетовых лучей.
- Клей при укладке битумных кровельных материалов: рулонной кровли, гибкой черепицы.
- Наполнитель для деформационных швов при заливке цементной стяжки на эксплуатируемой плоской кровле.
- Герметик для ремонтных работ на кровле из битумных материалов.
Вид мастики подбирается в зависимости от задачи.
Виды холодных битумных мастик для кровли
Для гидроизоляции кровли применяются четыре вида холодных мастик:
- Немодифицированная мастика. Самый простой и дешевый вид битумной мастики, который обычно используют для ремонта старых крыш или в качестве дополнительного фиксатора для наплавляемой кровли.
- Битумно-полимерная мастика. Для кровли, чаще всего, используют именно такую мастику. За счет полимерных присадок мастика получается эластичной, прочной, очень устойчивой к растрескиванию и перепадам температур. А еще у нее отличная адгезия к бетонному основанию.
- Битумно-каучуковая или резинобитумная мастика. Добавление синтетического каучука делает мастику еще более пластичной и прочной, даже по сравнению с составами с полимерными присадками. Лучше всего битумно-каучуковая мастика подходит для наполнения деформационных швов и для устройства мастичной кровли.
- Битумно-латексная мастика. Гибкая и эластичная двухкомпонентная мастика с исключительными гидроизолирующими свойствами — выдерживает давление воды более 1 Мпа.
Некоторые производители добавляют в мастики вещества, которые делают мастичное покрытие более устойчивым к ультрафиолетовым лучам. Но это не значит, что кровлю из мастики можно не защищать минеральной посыпкой или песком. УФ-стабилизатор всего лишь немного увеличивает срок службы участков мастичной кровли, которые по каким-то причинам оказались под прямыми солнечными лучами. Например, из-за того, что минеральную посыпку с них сдул ветер.
Как отличить качественную битумную мастику от некондиционного материала
Некачественная битумная мастика встречается на рынке намного чаще, чем хотелось бы. Связано это со специфическим внешним видом и происхождением — многие нефтепродукты визуально похожи друг на друга. Поэтому недобросовестные производители могут выдавать за битумную мастику похожий на нее состав, который, как правило, делают из «грязного битума». В составе такой «мастики» часто есть мазут, гудрон и даже очень токсичный креозот. Гидроизолирующие свойства подобной смеси оставляют желать лучшего, не говоря уже о прямом вреде здоровью как минимум для человека, который будет работать с материалом. А возможно — и для всех жителей дома.
Битумную мастику сомнительного качества можно узнать по трем признакам:
- Очень низкая цена. Цена качественной гидроизоляционной мастики — от 2000 рублей за ведро 20 кг. Иногда по скидке можно найти предложения за 1500 рублей. Низкокачественные битумные мастики кратно дешевле: 500-800 рублей, иногда даже 300-400 рублей за ведро 18-20 кг.
- Неоднородность. Качественная битумная мастика — это вязкая жидкость с шелковым блеском. Если же смесь сделана из «грязного битума», то она будет комковатой, разделенной на фракции и, как правило, с темно-серыми оттенками в цвете.
- Резкий специфический запах. Самый сложный критерий, которым могут пользоваться те, кто знает, как пахнет обычная битумная мастика. У гудроновой, особенно с креозотом, запах намного более резкий.
Любой из этих признаков должен насторожить. Но даже если вы купили брендовую дорогую мастику, не стоит расслабляться — встречаются подделки. Поэтому, перед тем как использовать мастику битумную, обязательно распечатайте ведро и проверьте его содержимое. Если запах и, особенно, внешний вид смеси вызывает подозрения, не применяйте ее для гидроизоляции, лучше купите мастику другого производителя и у другого продавца.
Как правильно работать с мастикой битумной
Итак, у вас есть качественная битумная мастика — как пользоваться этим материалом для гидроизоляции кровли? Зависит от задачи. Но прежде чем приступить к поэтапному описанию работ, решим несколько важных вопросов.
Нагревать или нет?
С горячей битумной мастикой все понятно — ее необходимо разогревать перед использованием. А что насчет холодной?
Считается, что если битумная мастика хранилась при температуре выше 5 °C, то ее можно использовать сразу же. При более низких температурах, за сутки до того, как работать битумной мастикой, производители рекомендуют занести ведро с ней в теплое помещение. Оптимально, если температура в нем будет около 20 °C.
На практике же лучше переносить мастику в помещение с такой температурой воздуха при любой погоде. Потому что вреден не только холод, но и жара. Например, если битумная мастика хранится на складе жарким летом, то днем она может спокойно разогреваться до 40 °C и более. Это не вредит самому материалу, но работать с ним сложнее: мастика будет сильно растекаться по поверхности и структурироваться быстрее из-за ускоренного испарения растворителей.
Чем наносят мастику
В зависимости от вида битумной мастики и задач состав наносят разными инструментами:
- Валиком, кистью-макловицей или мягкой натуральной кисточкой наносят жидкую мастику. Такие составы хорошо подходят для обмазки стен, дымоходов, зенитных фонарей и других объектов на крыше для их герметизации. Еще из жидкой битумной мастики получается отличное базовое покрытие под другие кровельные материалы.
- Наливом с помощью жесткой кисти на ручке, мастерка. Этот способ нанесения также используют для жидкой мастики. После выливания, смесь тщательно разравнивают. Но до того как применять мастику битумную, на крыше нужно убрать сильные неровности, иначе покрытие получится очень неравномерной толщины.
- Шпателем или кельмой наносят пастообразные составы. В частности, для крепления гонтов и подкладочных ковров мягкой черепицы. В этом случае смесь нужно намазывать очень тонким слоем — не более 1 мм. Хорош шпатель и для выполнения ремонтных работ, герметизации битумной мастикой мест прохода труб через кровельное покрытие.
- Безвоздушным распылителем, который выдает давление минимум 150 бар. Самый быстрый способ нанесения для жидких мастик, но для него нужно профессиональное оборудование и соответствующие навыки.
Отдельно стоит сказать о том, как применять мастику битумную для заделки деформационных швов. Если для этого используют горячую мастику, ее просто заливают в щель. Холодную из-за усадки нужно выливать в деформационный шов несколько раз. Причем с зазором в несколько часов — этого достаточно, чтобы мастика немного уменьшилась в размерах, но недостаточно, для ее полного высыхания. В результате каждый последующий слой хорошо сцепляется с предыдущим.
Есть способ еще проще: для укладки в деформационный шов выпускают уже подготовленную пластичную ленту из битумной мастики. Ее нужно просто плотно вдавить в щель, после чего она постепенно растечется и заполнит все пространство.
Можно ли разбавлять битумную мастику, и что для этого лучше использовать
Нежелательно, но, при необходимости, можно. Дело в том, что плотность и консистенция битумной мастики тщательно подбирается производителем под конкретные задачи. Если уменьшить ее густоту, то она будет хуже выполнять эти задачи. Зато ее можно будет использовать для других — именно с этой целью смесь обычно и разбавляют.
Проще говоря, если вам нужно разбавить мастику битумную, перед тем как пользоваться, потому что она загустела из-за слишком длительного хранения, то этого делать не надо.
Во-первых, любым разбавлением вы меняете свойства мастики. Она будет слишком текучей и может сохнуть слишком медленно или, наоборот, чересчур быстро, что приведет к растрескиванию покрытия.
Во-вторых, мастика — не кирпич или металлочерепица, у которых, фактически, нет срока годности. Это многокомпонентная смесь, состоящая из десятков активных веществ, которые взаимодействуют друг с другом. Срок годности — это время, в течение которого эта смесь гарантированно будет сохранять свои свойства. Что будет с мастикой после, точно не сможет сказать даже производитель. Она может создавать все такое же прочное, долговечное и не пропускающее влагу покрытие, а может пойти трещинами через пару месяцев. Нужна ли вам такая непредсказуемость при строительстве крыши дома — вопрос риторический.
Если же вы хотите использовать мастику, оставшуюся после других работ, например, в качестве праймера, то это вполне допустимо. Собственно, праймер — это почти точно такая же битумная мастика, только очень жидкая и наносящаяся тонким слоем. Разбавить мастику можно уайт-спиритом, бензином, сольвентом, керосином. Солярку использовать запрещено — она испортит материал.
Перед тем как работать с битумной мастикой, не забудьте надеть перчатки, очки и респиратор. Для разбавления ведро с мастикой нужно подогреть, желательно на водяной бане. Нагревать мастику на открытом огне запрещено — это опасно для жизни. Помните, что растворители, которые есть в составе мастики, и которые вы будете в нее вливать — очень летучие взрывоопасные вещества.
В нагретую массу необходимо постепенно ввести нужное количество растворителя, постоянно помешивая ее. Лучше использовать дрель с насадкой-миксером. Разбавленную мастику перед использованием нужно охладить до комнатной температуры.
Как правильно пользоваться битумной мастикой для гидроизоляции кровли
Создание из битумной мастики финишного кровельного покрытия выполняется в семь этапов:
- Тщательно выравнивают кровлю: заделывают трещины, ямы и другие неровности, особенно те, что с острыми краями — в этих местах мастичное покрытие может просто разорваться. Дожидаются полного высыхания раствора.
- Очищают поверхность крыши и обеспыливают ее. Мусор убирают обычным веником, для обеспыливания идеально использовать специальный промышленный пылесос. Альтернатива — промывание кровли потоком чистой воды под давлением.
- Высохшую чистую кровлю покрывают праймером в два слоя. Второй слой наносят только после высыхания первого. Это нужно для повышения адгезии (сцепления) битумной мастики к основанию.
- Перед тем как использовать битумную мастику, ее хорошо перемешивают, чтобы получилась однородная масса без включений и расслоения состава.
- Готовую битумную мастику наносят слоями. Покрытие должно быть сплошным, без непрокрашенных участков. Наносят мастику параллельными полосами так, чтобы не было потеков и наплывов.
- Первому слою дают высохнуть — обычно это занимает 6-8 часов. Готовность можно проверить просто: высохшая до нужного состояния мастика не будет липнуть к рукам.
- Поверх первого слоя наносят второй. Ему тоже дают высохнуть. Процесс повторяют до тех пор, пока общая толщина мастичной кровли не будет нужной толщины — обычно это 4 мм. У некоторых производителей могут быть свои стандарты, поэтому обязательно изучите информацию на упаковке.
- Готовую кровлю посыпают гравием, песком и другими минеральными сыпучими веществами. Главное, чтобы у них не было острых краев, которые могут повредить покрытие.
Использование битумной мастики возможно только в сухую погоду при температуре -5 °С и выше. Ни на основание, ни на промежуточные слои не должна попасть влага. Мастичную кровлю можно мочить примерно через сутки после нанесения финишного слоя. Для увеличения прочности между слоями мастики можно уложить стекловолокно или другой армирующий материал.
Как использовать битумную мастику при монтаже кровельных материалов
Битумную мастику применяют для приклеивания рулонной кровли, гибкой черепицы, подкладочных и ендовных ковров. В зависимости от производителя и типа материала, подходы к использованию мастики могут отличаться. Но есть несколько общих правил:
- Мастику наносят тонким слоем, обычно около 1 мм.
- Для устройства мягкой кровли используют специальную пастообразную битумную мастику, для приклеивания рулонов рубероида и подобных материалов — жидкую.
- Особое внимание при нанесении мастики уделяют краям рулонных материалов и местам стыков.
- При устройстве примыканий битумную мастику наносят и на кровлю, и на стену или трубу. При этом нужно закрыть 30 см вертикальной поверхности для надежной герметизации.
- Если для устройства примыканий не будут использоваться планки примыкания или проходные элементы, то мастику наносят в несколько слоев, укрепляя ее стекловолокном или нетканым полотном. Это нужно, чтобы мастичное покрытие держало форму и не «плыло».
Битумная мастика, которую используют в качестве клеевого состава, как правило, не содержит армирующих наполнителей.
Ремонт кровли с помощью битумной мастики
Кроме создания новых кровельных покрытий, битумную мастику можно использовать для ремонта старых. Хотя часто это временное решение на один-два сезона.
При ремонте кровли место протечки или повреждения зачищают и тщательно высушивают. Это важно, поскольку часто вода, попавшая под рулонные битумные материалы, долго не находит выхода и остается под покрытием, повреждая его. Кроме того, перед тем как использовать битумную мастику, обязательно счищают защитную минеральную посыпку в тех местах кровли, где будут приклеивать заплатку.
Теперь о том, как применять битумную мастику для ремонта кровли:
- Из стеклоткани или рубероида вырезают прямоугольник, края которого должны выступать за пределы места повреждения не менее чем на 15 см. Это внутренняя заплатка.
- Из того же материала вырезают второй прямоугольник, который больше первого на 10-15 см с каждой стороны. Это внешняя заплатка.
- На место повреждения наносят битумную мастику в один слой и дают ей подсохнуть. Мастичный слой должен быть таких же размеров, как и внешняя заплатка.
- Поверх первого слоя мастики укладывают внутреннюю заплатку и прижимают ее валиком.
- На внутреннюю заплатку и на выглядывающий за ее пределы первый слой мастики наносят второй слой.
- На битумную мастику приклеивают внешнюю заплатку и покрывают ее еще одним мастичным слоем.
- Финишный слой мастики защищают от УФ-лучей кварцевым или сланцевым песком. Можно использовать и другие минеральные порошки, но у них не должно быть острых краев.
Если заделать нужно небольшие трещины в кровельном покрытии, битумную мастику можно наносить без армирования стеклотканью.
Подведем итоги
Битумная мастика — гидроизоляционный материал на основе битума, к которому добавляют различные мелкодисперсные порошки для увеличения твердости и теплостойкости, мел и молотую асбестовую или торфяную крошку для густоты, волокнистые материалы для армирования, полимеры для большей эластичности. Горячая мастика выпускается в брикетах и перед использованием требует нагрева до 150-180 °C, поэтому ее применяют редко, в основном, когда нужен срочный ремонт крыши в дождливый сезон. В состав холодной мастики входят растворители, поэтому она жидкая или пастообразная, и греть ее не нужно. После нанесения растворители быстро испаряются, и мастика застывает, образуя пластичное и прочное покрытие.
Главное, для чего нужна мастика битумная гидроизоляционная, — это создание герметичного покрытия на плоских кровлях. Кроме того, ее используют для приклеивания подкладочных ковров и гонтов мягкой черепицы, заполнения деформационных швов, герметизации мест примыканий и ремонта кровель. Перед выполнением работ мастику лучше выдержать сутки в теплом помещении. Наносить ее можно кистью, валиком, щеткой, мастерком, шпателем или распылителем. Разбавлять мастику нежелательно, но если есть такая необходимость, использовать для этого нужно уайт-спирит, сольвент, керосин или бензин. Наносят битумную мастику на очищенную от грязи и пыли сухую поверхность параллельными полосами в несколько тонких слоев. Для укрепления между слоями укладывают стеклоткань, а поверх последнего насыпают минеральный песок для защиты от УФ-лучей.
Будьте в курсе!
Подпишитесь на новостную рассылку
Битум – гидроизоляционный материал, который смело можно отнести к одному из наиболее старейших в мире. Следы его применения были найдены в постройках многих стран мира. Но в чистом виде его долговечность в качестве защиты невысокая, под воздействием внешних условий и температур битум растрескивается, при точечной нагрузке разрушается. Поэтому современные материалы содержат в составе специальные добавки, обеспечивающие повышенную эластичность и прочность. Такое гидроизоляционное покрытие прослужит от 25 лет, не требуя ремонта или замены.
Состав
Основой является нефтяной натуральный битум в виде предварительно окисленной массы. Для придания ему нужной консистенции в состав вводятся сольвенты, уайт-спирит, толуол и другие. Летучие вещества испаряются после укладки, битумное основание застывает. Кроме того, в состав входят следующие компоненты:
- Для обеспечения теплостойкости и значения твердости применяют доломит, известняки, тальк, зола, асбест в виде пыли, кирпичный порошок мелкой дисперсии.
- Для достижения нужной густоты в состав вводятся торфяная крошка, мел, перемолотый асбест. Использование подобных компонентов позволяет битумной мастике оставаться густой, она не растекается, сохраняет форму, что обеспечивает качество работ.
- Для повышения стойкости к деформации покрытия в состав вводятся стекловолокно, асбест и минеральная вата в виде волокон.
Для двухкомпонентных составов загустители вводятся в массу непосредственно перед использованием. Такие мастики хранятся дольше, но перед использованием необходимо соединить два компонента в тщательно отмеренной пропорции и размешать до полной однородности. Только в этом случае можно получить надежное покрытие.
Мастика битумная изоляционная МБИ 18 л (16 кг)
Для строительства и ремонта используются составы двух типов. Холодные смеси перед применением нагревать не надо, так как в их состав уже включены растворители. Горячие требуют нагрева и дополнительного ввода в массу компонентов для придания пластичности и вязкости.
Области использования
Сфера применения смесей достаточно широкая, что связано со свойствами материала и особенностями его использования. Чаще всего битум выполняет следующие задачи:
- Для гидроизоляции, в том числе при монтаже плоской кровли. Также мастика применяется для защиты стен фундаментов, отмостки.
- В качестве клея при укладке мягкой черепицы, а также рулонной кровли разного типа.
- В качестве наполнителя стяжки для эксплуатируемой плоской кровли. Также смесь применяется для устройства деформационных швов, защиты от влажности.
- В виде герметиков при ремонте гибких кровель.
Мастика для фундамента «АguaMast» битумная (3 кг)
Холодные составы
Одним из наиболее простых в использовании материалов является холодная мастика. Она отличается следующими свойствами:
- безопасность применения, так как при использовании нагрев не нужен;
- высокая пластичность, что позволяет применять праймер для заделки трещин, заполнения швов;
- защита отремонтированного участка от растрескивания, устойчивость к сдавливанию даже после высыхания массы;
- удобство применения – перед использованием праймер надо хорошо перемешать;
- длительные эксплуатационные сроки.
Мастика битумная холодная МБУ-18 л (16 кг)
Холодная мастика очень простая в применении, но применять смесь можно при температуре наружного воздуха от +5 градусов. Двухкомпонентные составы нуждаются в перемешивании и разравнивании. В противном случае покрытие не будет долговечным и достаточно прочным.
Горячие составы
Мастики, называемые горячими, требуют предварительного нагрева. К их преимуществам относятся:
- отсутствие усадки – в составе нет растворителей, поэтому при застывании объем остается прежним и не меняется;
- структура не имеет пор, она плотная, так как летучих веществ в составе нет;
- застывание очень быстрое, что востребовано для работ, когда нет времени ждать сутки, например, во время ожидаемых осадков.
Температура размягчения резино-битумной мастики Грида МГХ-Т 100 0С
Но у такой смеси имеются и минусы. К примеру, ее нельзя применять для гидроизоляции кровель с очень большой площадью. Также состав перед применением требуется нагреть, то есть необходимо соблюдать меры предосторожности.
Виды
Для восстановления или укладки кровли применяются следующие виды материалов:
- не модифицированная мастика – состав с минимальным количеством вспомогательных компонентов;
- битумно-полимерная – комбинированный состав, в который вводится не только битумная основа, но и полимеры, эмульсия устойчива к температурным перепадам и растрескиванию, часто используется при укладке кровли;
- битумно-каучуковая – в состав дополнительно входит резина, что повышает прочность до 0,3-1 МПа кгс/кв.см, обеспечивает прекрасный уровень гидроизоляции, отлично подходит для швов и ремонта;
- битумно-латексная – используется при укладке кровельных материалов, обладает прекрасными технико-эксплуатационными характеристиками, выдерживает значительное давление.
Использование в качестве гидрозащиты
Эмульсии часто используются для кровельного ремонта. При выполнении таких работ используются следующие работы:
- поверхность надо выровнять, заделать неровности, убрать все острые выступающие края;
- ямы и другие повреждения заполняются, после чего надо дождаться полного высыхания заполнителя;
- основание при необходимости снова очищается от пыли, затем покрывается двумя слоями, каждый из которых должен просохнуть;
- мастика перемешивается, что необходимо для улучшения сцепляемости;
- смесь наносится отдельными слоями, они должны быть ровными, без потеков;
- на просушку каждого слоя уходит около шести-восьми часов, после чего можно наносить последующие;
- покрытие наносится до момента, пока толщина мастики не составит четырех миллиметров (у отдельных производителей мастики такой показатель может различаться);
- после нанесения последнего слоя кровля посыпается песком, гравием или другими минеральными составами без острых краев.
Укладка кровельных материалов
Мастики отлично подходят для монтажа таких покрытий, как мягкая черепица, рулоны, ендовные и подкладочные ковры.
Гибкая черепица Docke PIE STANDARD КРОНА, серый
При укладке кровельных материалов необходимо соблюдение следующих этапов и работ:
- поверхность тщательно очищается, просушивается;
- при выборе материалов учитывают тип покрытия – для рубероида и рулонов используется жидкая эмульсия, для мягкой черепицы – пастообразная;
- мастика на поверхность наносится слоем, толщина которого составляет около 1 мм;
- внимание уделяют стыкам и швам;
- на местах примыкания мастика наносится на трубы, стены и кровлю в зависимости от участка, при этом для вертикальных поверхностей необходимо закрытие до 30 см вверх;
- после укладки и при обустройстве примыканий обычно используются специальные проходные элементы и планки, если их нет, мастика наносится в несколько слоев;
- иногда необходимо дополнительное армирование, но это касается только тех случаев, если в мастике нет соответствующих компонентов.
Ремонт кровли
При выполнении ремонтных работ мастика является одним из оптимальных вариантов. При помощи таких материалов можно выполнить временные работы на пару сезонов, устранить протечки, заделать повреждения. Также мастика используется для долгосрочных работ, защищая кровлю на несколько десятков лет минимум.
Порядок ремонта крыши с применением мастики включает в себя следующие шаги:
- поверхность осматривается, очищается от грязи, пыли и влаги;
- при необходимости часть старого покрытия снимается (делается это в случае хрупкости, серьезных повреждений);
- из стеклоткани вырезается внутренняя заплатка с такими размерами, чтобы края материала выступали за края повреждения не меньше, чем на пятнадцать сантиметров;
- размер внешней заплатки должен быть больше на десять-пятнадцать сантиметрам с каждой стороны, чем внутренняя;
- на поврежденный участок наносится битумная мастика (по размеру внешней заплатки, подлежащего ремонту);
- первый слой должен высохнуть, затем на него укладывается внутренняя заплатка, плотно прижимается;
- затем наносится второй слой мастики, на поверхность укладывается внешняя заплатка;
- после прижима сверху поврежденное место покрывается еще одним битумным слоем;
- для защиты отремонтированного участка от ультрафиолета надо применяются сланцевый или кварцевый песок, другие типы минеральных присыпок, наносимых до застывания.
Если требуется ремонт трещин, смесь можно использовать без предварительного армирования рубероидом или стеклотканью. Полость такой трещины следует вычистить, убрать мусор и крошащиеся края. После этого повреждение заполняется мастикой.
Ответы на частые вопросы:
-
Как отличить качественную битумную мастику от некондиции?
В состав должен входить битум, а не гудрон. Растворители не могут быть токсичными, к примеру вещества наподобие креозота показывают низкое качество и опасность состава.
-
Как работать с мастикой?
Для нанесения применяются щеточки или кисти, материал распределяется тонким, равномерным слоем. Если поверхность небольшая и поврежденная, лучше применять для этого шпатели. Предварительно основание следует очистить и просушить, при необходимости надо убрать слабые участки.
Кисть плоская АКОР Мастер, натуральная щетина, 100х17 мм -
Какой использовать инструмент?
Для работы используются такие инструменты, как валики, шпатели, кисти, что обеспечивает равномерное распределение массы по вертикальной или горизонтальной поверхности.
Шпательная лопатка RemoColor 60 мм поможет обработать большинство трещин в кровельном покрытии -
Нужен ли нагрев перед укладкой?
Нет, греть такой материал не нужно. В состав уже входят специальные растворители, что делает состав пастообразной или жидкой, подходящей для работы.
-
Нужны ли разбавители?
Да, для этого рекомендуется использование солярки, бензина или уайт-спирита. При закладке количество материала не должно превышать 70% от объема емкости, в которой планируется разведение. Это позволяет избежать выплескивания и облегчит перемешивание.
Растворитель «Уайт-спирит», 10 л
Отделка гаражной крыши битумным материалом отличается от прочих кровельных работ. Битумное покрытие не обладает эстетичным и декоративным видом, но имеет высокую надежность и стойкость к температурным изменениям. Чтобы материал прослужил долгое время, важно знать, как правильно залить крышу гаража битумом.
Содержание
- 1 Особенности заливки плоской крыши
- 2 Рекомендации по варке битума
- 3 Необходимые инструменты и материалы
- 4 Сколько ведер битума надо на крышу гаража?
- 5 Заделка мелких трещин
- 6 Как выполнить гидроизоляцию?
- 7 Как подготовить крышу гаража?
- 8 Этапы монтажа
Особенности заливки плоской крыши
Наиболее распространенным вариантом конструкции для гаража является крыша без скатов. Функцию кровли выполняет несколько бетонных плит, опирающихся на стены постройки. Поскольку конструкция ослаблена в местах соединения плит, потребуется стяжка и покрытие с помощью рулонных материалов.
Перед выполнением заливки необходимо разогреть битумную мастику в объемной емкости из прочного металла. Расчет требуемого количества проводится с учетом общей площади крыши. Во время разогрева битума следует очистить рабочую поверхность от мусора и пыли.
Разогретый битум разделяют на 2 части — жидкую и густую. При помощи жидкого материала устраняют щели, а густым выравнивают готовую поверхность. На битум накладываются листы рубероида или альтернативный материал.
Рекомендации по варке битума
Для варки битума рекомендуется подготовить емкость с утолщенными стенками, поскольку существует вероятность подгорания. Оптимальная температура нагрева варьируется в границах 160-200 градусов. Чем выше температура, тем меньше времени займет нагрев. В среднем варка материала требует около 3 часов. При готовке не следует поднимать температуру выше рекомендуемых значений, чтобы готовое покрытие не растрескивалось из-за нарушенной структуры.
Во время варки нужно отслеживать состояние и дождаться формирования однородной массы с глянцевой поверхностью. Появление пузырей и большого количества дыма свидетельствует о перегреве материала. Закончив разогрев, нужно добавить в емкость картерное масло и наполнитель, после чего сразу приступать к обработке крыши.
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы залить битумом гаражную крышу, необходимо подготовить набор специализированных инструментов и материалов. В частности, для проведения работ потребуются:
- 1-2 мешка битума;
- емкость для разогрева материала;
- бензин и дрова;
- шпатель для устранения трещин;
- средства защиты (перчатки, специальная обувь).
Сколько ведер битума надо на крышу гаража?
Количество материала напрямую зависит от площади крыши. Для зданий со стандартными габаритами рекомендуется закупить 1-2 мешка битума. Стоит учитывать, что одним из ключевых параметров мастики является содержание в ней сухого остатка. Данный критерий отражает количество вещества, остающегося на обрабатываемой поверхности после нанесения и полного высыхания.
Содержание сухого остатка исчисляется в процентном соотношении массы от расхода используемой мастики. При незначительном сухом остатке пропорционально повышаются затраты исходного битума для формирования слоя требуемой толщины.
Большинство разновидностей битума, предлагаемого на рынке строительных материалов, обладают параметром сухого остатка в пределах 20-70%. Чтобы сформировать равномерное покрытие одинаковой толщины на всей площади крыши, норма расхода будет в 3 раза меньше при показателе 70%, чем при 20%. Приобретение битума с сухим остатком 70% выгоднее в плане стоимости и трудозатрат.
Заделка мелких трещин
Нагретый до высокой температуры битум может использоваться не только в качестве целостного покрытия гаражной крыши, но и как средство для заделывания небольших трещин. Обнаруженные на крыше дефекты рекомендуется устранять незамедлительно, чтобы предотвратить их развитие из-за осадков и прочего внешнего воздействия. Своевременная заделка трещин позволяет сэкономить средства и повышает надежность конструкции. Заделка выполняется по следующей технологии:
- Подготовка битума путем разогрева в специальной емкости.
- Очистка трещин от скопившейся грязи и пылевых отложений. Провести зачистку можно при помощи воздуходувки с мощным потоком.
- Просушка трещин естественным путем или обдувом горячим воздухом. Данный этап удобно совместить с очисткой.
- Обработка дефектов герметизирующим веществом. Залить нагретый раствор в трещины можно вручную или воспользоваться специализированным раздатчиком битума.
- Просыпка заделанных швов песком для придания дополнительной надежности.
Как выполнить гидроизоляцию?
Одним из основных предназначений битумного покрытия является гидроизоляция гаражной крыши. Даже незначительная протечка кровли может оказать негативное воздействие на автомобиль, другое содержимое гаража и основные конструктивные элементы здания. Благодаря высокой надежности битум обеспечивает достаточный уровень защищенности внутреннего пространства от проникновения дождевой воды и последующего разрушения кровли.
Как подготовить крышу гаража?
Прежде чем приступить к непосредственному монтажу гидроизоляционного покрытия, требуется подготовить крышу. Чтобы битумная мастика надежно сцепилась с поверхностью кровли и с течением времени не подвергалась разрушению, проводится полная зачистка от грязи и различных мелких элементов.
Мастику следует наносить исключительно на сухую поверхность, поэтому важно избегать проведения работ в период чрезмерной влажности атмосферы, во время дождя либо при воздействии прочих неблагоприятных факторов. В случае, когда для просыхания крыши недостаточно естественного тепла, можно задействовать паяльную лампу, которая помогает нагреть поверхность до требуемой температуры.
Очистив кровлю, необходимо провести тщательный осмотр. Если ранее на крыше использовались перекрытия, важно убедиться в отсутствии дыр, растрескивания и частичного отслоения верхнего слоя. В местах сформировавшихся повреждений может скопиться вода, в результате чего поверхность начнет постепенно разрушаться. Надорванные или свисающие части прошлого покрытия следует убрать. Чтобы битумная мастика плотнее держалась на поверхности гаража, при помощи топора либо другого заостренного предмета нужно вырубить насечки, за счет которых жидкий материал проникнет к бетонному основанию.
Этапы монтажа
Монтаж битума на подготовленную крышу осуществляется поэтапно. Сначала битум нагревается до требуемой температуры. Важно не допускать перегрева, чтобы не утратить характеристики.
Дождавшись полного просыхания, нужно сверху нанести праймер, который обеспечивает надежное сцепление. Следующим слоем укладываются листы рубероида или его аналог. Монтаж выполняется последовательно, начиная с основания кровли и заканчивая на вершине. Рубероид укладывается внахлест, с показателем не более 15 см.
На слой рубероида укладывается рулонный битумный материал, который можно разогревать газовой горелкой по мере постепенного раскатывания на поверхности. Для надежного прилегания мастику нужно плотно утрамбовывать, прижимая к крыше.
Жидкий битум: технические характеристики и применение
Содержание
- Что это такое?
- Технические характеристики и маркировка
- Где применяется?
- Как пользоваться?
В различных секторах строительства благодаря целому ряду неповторимых и высоких практических свойств применяется такой материал, как жидкий битум. Его применяют для облегчения осуществления различных процессов технологического характера при строительстве объектов жилой и промышленной направленности, создании кровельных конструкций, прокладывании трубопроводов, дорог и различного рода инженерных коммуникаций.
Данный стройматериал имеет отличную вязкость, пластичность и хорошие водоотталкивающие показатели. При проникновении в поры, а также различные трещины в покрытиях он может стать связующим веществом, улучшить износостойкость и обеспечить хорошую адгезию.
Что это такое?
Рассматриваемый материал представляет собой асфальтоподобное покрытие с довольно необычными характеристиками. Он применяется в целом ряде сфер, но особенно незаменимым он будет в строительстве. Жидкий битум практически всегда используется при укладке дорог, изготовлении кровельных материалов, а также для гидроизоляции различных объектов. Его используют как при возведении крупных промышленных объектов, так и бытовых.
Существуют две разновидности битума:
- природный;
- искусственный.
Первый представляет собой продукцию естественного окисления различных нефтяных веществ. В чистом виде его практически не бывает. Чаще всего приходится видеть определённые асфальтовые компоненты – известняк и доломит, пропитанные смолистыми составами на битумной основе. Их дробят и после превращения в порошок используют для асфальта. Ну или из пород могут извлекать битум.
Второй тип представляет собой результат переработки промышленного типа. Для такого процесса требуется метод вакуумной перегонки гудрона либо его принудительное окисление с применением продувки воздухом. Первый вариант используется редко из-за того, что добыча довольно затратная, а второй применяется всегда.
Подобное сырьё используется также:
- для фундамента;
- асфальта;
- гидроизоляции;
- бетона;
- дерева;
- стыковочных участков труб.
Технические характеристики и маркировка
Теперь скажем немного о технических характеристиках и маркировке данного вещества, которое чаще всего реализуется в вёдрах, хотя иногда встречается в баллончиках. Повышение температуры для такого материала становится причиной его размягчения, увеличения пластичности, что даёт возможность применять битумные смеси. Если говорить об основных характеристиках, имеющих важное значение для применения битума, стоит назвать следующие:
- пенетрация определяет вязкость или плотность материала;
- дуктильность – показатель пластичности состава на битумной основе;
- термическая стабильность определяет температуру, при которой происходит размягчение битумных масс и переход вещества в состояние жидкости.
Следует сказать, что характеристики эксплуатационного характера данного материала ещё определяет и температура хрупкости, когда в битумном слое появляется первая трещина.
Если же говорить о такой вещи, как маркировка, то следует обратиться к ГОСТу. Согласно ему, битумные составы делятся на 3 категории в зависимости от класса и вязкости:
- СГ 40/70, 70/130, 130/200;
- МГ 40/70, 70/130, 130/200;
- МГО 40/70, 70/130, 130/200.
Также существует и автодорожный битум, который маркируется аббревиатурой БНД. На сегодняшний день применяется 5 типов такого вещества:
- 40/60;
- 60/90;
- 90/130;
- 130/200;
- 200/300.
Цифры означают степень вязкости сырья. Естественно, что и расход на 1 м2 различных типов такого состава будет разным.
Также буквенное словосочетание обозначает 2 класса маркировки по ГОСТу по мере темпов создания структуры:
- медленно густеющие;
- густеющие со средней скоростью.
Теперь скажем о каждой категории несколько слов.
Густеющие со средней скоростью
Данная категория составов, имеющих обозначение СГ, получается при помощи разжижения битумов вязкого типа для дорог с применением нефтепродуктов в жидком виде. Она используется обычно для возведения дорожных облегчённых и капитальных покрытий, а также для формирования их оснований в любой климатическо-дорожной области страны.
Медленно густеющие
Обозначается аббревиатурой МГО, получается из немного окисленных нефтепродуктов либо нефтепродуктов остаточного типа или же их составов, что необходимо для получения асфальтобетона холодного типа и для создания покрытий дорог облегчённого характера, а также оснований в дорожно-климатических областях 2-5.
Где применяется?
Если говорить о применении битумного состава, то в зависимости от целей, которые нужно достичь, методика подготовки и нанесения состава будет различаться.
- В случае с использованием для кровли применяется чистый битум без примесей – методика, которая безнадёжно устарела, но всё ещё популярна. Чаще всего им покрывают кровли старых домов и гаражей путём самой простой заливки. Такой материал стоит дёшево, а работа тут крайне проста. Для кровли инструкция применения битума основывается на промазывании поверхности крыши горячим материалом. Чтобы он тёк лучше, в него обычно добавляют печное либо дизельное топливо, моторные масла. Правильно заливать для гидроизоляции битум требуется после проведения тщательной оценки состояния поверхности. В большей части разновидностей гидроизоляционных покрытий крыши битум будет слоем промежуточного характера между стенкой и непроницаемым полотном. Чтобы придать более качественное сцепление с рубероидом, следует использовать чистый битум. Применение чистого вещества имеет минусы, среди которых следует назвать невысокую долговечность и небольшую прочность покрытия. Через время под действием природных факторов битум трескается, и покрытие требуется переделать. Во избежание этого в состав добавляют полимеры. Лучше всего для крыши применять битум в сочетании с рубероидом. При правильном применении специальных мастик подобное покрытие прослужит длительное время.
- Ещё одна сфера применения рассматриваемого материала – гидроизоляция для фундаментной основы. Битум часто используют для обмазывания внешних фундаментных стен, а сверху накладывают полотно резиново-битумного типа – изол либо бризол. Если в местах, где располагается фундамент, серьёзного давления подземных вод нет, и отсутствуют какие-либо движения земли, можно использовать самую обычную битумную обмазку.
Несмотря на то что долговечность тут ниже, нежели у битумных мастик, замазанные дефекты будут на длительный срок закрыты от воздействия воды.
- Формирование покрытий защитного характера на коммуникационных линиях. Покрытия на битумной основе комплексного типа представляют собой универсальное решение защиты труб и иных углублённых в землю конструкций, выполненных из металла. Основным гидроизолятором в данном случае будут различного рода модификации полотен на битумной основе. Они крепятся на мастику либо битум, которые наносятся на металлическую поверхность, предварительно покрытую грунтовкой. Перед нанесением главного слоя, связующего все элементы, требуется покрыть изделие праймером. Так называют разбавленный маловязкий битум, улучшающий сцепление благодаря заполнению пор.
- Создание покрытий асфальтового типа. Тут требуется использование максимально качественных битумных соединений, которые имеют максимальные температурные и прочностные эксплуатационные показатели. Минусом битума будет потеря его прочностных характеристик при высоком давлении. Именно по данной причине по различным типам трасс запрещена езда грузовых машин, особенно в летнее время. Для улучшения качества состава для формирования асфальта применяются пластификаторы, имеющие целый спектр положительных характеристик.
- Для обработки дерева битум в чистом виде не годится, поэтому был разработан ряд специальных составов на его основе, в частности, битумная мастика. Чаще всего она используется как гидроизоляция. В некоторых случаях мастика может выступать как скрепляющая прослойка при монтаже деревянного покрытия.
При наличии низких температур битум становится хрупким, а при высоких – плавится. Подбор того или иного типа материала будет определяться нагрузками и природными условиями применения. При прокладывании магистралей, где ездят тяжёлые машины, применяется соответствующий битум. Кроме того, смесь для асфальта не может обойтись без гравия и песка.
Пропорции данных веществ зависят от требований к покрытию. Чем больше количество песка и меньше гравия, тем большую гладкость будет иметь покрытие.
Как пользоваться?
Попытаемся разобраться, как же правильно пользоваться жидким битумом и наносить его.
- Для начала битум требуется нагреть. Нагрев должен производиться в спецустановках, но чаще субстанцию греют в бочках из металла на огне.
- Готова смесь будет в тот момент, когда её поверхность будет очень гладкой, практически глянцевой, без каких-либо признаков перегрева. Его допускать ни в коем случае нельзя, иначе покрытие будет хрупким.
- После этого требуется разводить состав с применением растворителя. Наилучшим решением в данном случае будет масло солярового типа и дизтопливо. Первый тип вещества найти не всегда просто, поэтому обычно применяют дизтопливо. Битум требуется развести до состояния от 30 на 70 до 50 на 50 с растворителем в зависимости от необходимой консистенции и температуры воздуха. Если объём работ велик, то растворитель наливается в битум, если невелик – то наоборот.
- Если говорить о нанесении, то после переноса вещества из ёмкости на его выравнивание будет всего минута-полторы. Перед его нанесением лучше провести начальную обработку поверхности, куда будет наноситься состав, при помощи праймера. Для выравнивания можно использовать валик, швабру или кисть.
Экономить состав не нужно, и стыки требуется промазывать хорошо. А при герметизации кровли следует обращать внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал трудностей для схода воды.