Знания и умения в должностной инструкции

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно. 

Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2

Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).

Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление и предоставление финотчетности.

Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Итоги

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта».
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Квалификационные требования в должностной инструкции

Квалификационные требования в должностной инструкции

Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования в должностной инструкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Содержание

  1. Как правильно составить должностную инструкцию
  2. Новые стандарты и требования в должностных инструкциях
  3. Обновленные требования относительно описания рабочих обязанностей
  4. Требования к квалификации и профессиональным навыкам
  5. Стандарты по процедурам и структуре документации
  6. Требования к языку и стилю написания должностных инструкций
  7. Модернизация должностной инструкции: что нового?
  8. Кто может составлять должностную инструкцию?
  9. Какие материалы нужны для составления должностной инструкции?
  10. Часто возникающие вопросы о новых требованиях и стандартах должностных инструкций 2023 года
  11. 1. Какие основные изменения вносятся в новые требования к должностным инструкциям 2023 года?
  12. 2. Какие документы необходимо будет представить при составлении новой должностной инструкции?
  13. 3. Какова процедура утверждения новых должностных инструкций?
  14. 4. Какие последствия могут возникнуть при несоблюдении новых требований к должностной инструкции?

Работа по должностной инструкции – это важный элемент организации трудовых процессов, нацеленный на повышение эффективности работы сотрудников и увеличение производительности в целом. Как и любой инструмент, должностная инструкция должна соответствовать современным требованиям и стандартам. В настоящее время активно ведутся работы по созданию новых образцов должностных инструкций на 2023 год, которые будут учитывать изменения в работе компаний и новые нормативные требования.

В новых образцах должностных инструкций внимание уделяется не только описанию должностных обязанностей, но и определению компетенций сотрудников, их квалификации и требуемых навыков. Это позволяет максимально точно определить профессиональный уровень работника и установить соответствующие требования к кандидатам при приеме на работу.

Для успешного внедрения новых образцов должностных инструкций необходимы не только знания и понимание изменений в нормативной базе, но и умение адаптировать их к конкретным условиям работы компании. Однако, правильно разработанная и внедренная должностная инструкция позволяет увеличить качество труда, ускорить процесс обучения новых сотрудников и повысить мотивацию.

Как правильно составить должностную инструкцию

Каждая должностная инструкция должна содержать информацию о целях и задачах, структуре и функциях, а также обязанностях и требованиях к каждому должностному лицу.

Для начала необходимо провести анализ и описание работы каждой должности с учетом современных требований и стандартов. Важно не упустить ни одной детали и дать максимально полное представление о наиболее критичных аспектах работы.

Важно также учитывать все изменения и особенности работы, связанные с внедрением новых технологий и использованием нового оборудования.

Для удобства чтения и понимания необходимо использовать понятный язык и структурировать информацию в логические блоки. Допускается использование таблиц, списков и других графических элементов для наглядности.

Наконец, не забудьте организовать проверку и обновление должностных инструкций регулярно, чтобы они соответствовали актуальным условиям и изменениям в работе организации.

Новые стандарты и требования в должностных инструкциях

Новые стандарты и требования в должностных инструкциях

Обновленные требования относительно описания рабочих обязанностей

Согласно новым стандартам, должностные инструкции должны включать четкое описание рабочих обязанностей, которые должен выполнять сотрудник в рамках своей должности. Это включает не только основные задачи, но и детали, такие как краткосрочные и долгосрочные цели, контрольные точки и показатели производительности.

Требования к квалификации и профессиональным навыкам

Должностные инструкции также должны включать требования по квалификации и профессиональным навыкам, необходимым для выполнения задач. Это может включать требования к образованию, опыту работы, сертификатам и лицензиям.

Стандарты по процедурам и структуре документации

Обновленные стандарты также устанавливают требования по процедуре создания и обновления должностных инструкций. В них должны быть определены ясные процедуры описания и формализации рабочих обязанностей, а также структура документации должностной инструкции.

Требования к языку и стилю написания должностных инструкций

Новые стандарты уделяют большое внимание точности, ясности и понятности должностных инструкций. Текст должен быть написан простым и понятным языком, не содержать лишних терминов и являться удобочитаемым. К нему могут быть добавлены иллюстрации, таблицы и другие дополнительные материалы, чтобы облегчить понимание сложных процессов и процедур.

Модернизация должностной инструкции: что нового?

Современный рынок требует постоянной адаптации и модернизации должностных инструкций, чтобы обеспечить эффективность и конкурентоспособность компании. Новые требования и стандарты, появляющиеся каждый год, делают процесс обновления периодическим и необходимым. Что изменилось в текущем году?

  • Более детальное описание обязанностей – в новых образцах должностных инструкций акцент делается на детальном описании обязанностей и полном списке задач, которые должен выполнить сотрудник.
  • Уточнение требований к квалификации – адаптированные требования к квалификации и опыту являются ключевыми при построении должностных инструкций в 2023 году. Они помогают обеспечить, что соискатель подходит для позиции.
  • Увеличение количества объяснений и примеров – для более точного понимания работы и ответственности, обновленные должностные инструкции предоставляют дополнительные объяснения и примеры наиболее важных задач.

В свете этих изменений, компании должны приступить к модернизации должностных инструкций на своих предприятиях, чтобы убедиться, что они соответствуют новым стандартам и требованиям, которые помогут им держаться на рынке и привлекать лучших кандидатов на свои вакансии.

Кто может составлять должностную инструкцию?

Должностная инструкция является официальным документом, определяющим задачи, обязанности и ответственность сотрудника в организации. Она составляется на основании должностных обязанностей и зависит от сферы деятельности и размера компании.

Обычно должностную инструкцию составляют руководители направлений, руководители отделов и менеджеры по персоналу. Также в процессе формирования должностной инструкции могут участвовать другие сотрудники, непосредственно связанные с выполняемыми задачами.

Важно отметить, что для составления должностной инструкции необходимо хорошее понимание процессов и задач, связанных с конкретной должностью. При этом необходимо учитывать актуальные требования и стандарты, принятые в отрасли и в организации.

После составления первоначальной версии должностной инструкции, ее необходимо представить на согласование руководству и согласовать с сотрудником, на которого она будет распространяться. При этом необходимо убедиться, что инструкция понятна, не содержит противоречий и отражает все необходимые задачи и обязанности, которые будут нести сотрудники на конкретной должности.

Какие материалы нужны для составления должностной инструкции?

Для составления должностной инструкции необходимо иметь следующие материалы:

  • Описание должности. Это общее описание основных задач, функций и обязанностей должности. Описание должно быть согласовано с руководителем компании или отдела, который непосредственно занимается данной должностью.
  • Регламент работы. Регламент работы должен описывать процессы работы сотрудника, его обязанности и прочие требования, связанные с работой на данной должности. Регламент работы может быть достаточно подробным и содержать примеры действий, которые необходимо выполнить на данной должности.
  • Квалификационные требования. Квалификационные требования должны определять минимальный уровень знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения задач на данной должности. Квалификационные требования могут также включать информацию о необходимых сертификатах, лицензиях и образовании.
  • Инструкции или руководства по работе с оборудованием и программным обеспечением. Для выполнения задач на данной должности может потребоваться использование специального оборудования или программного обеспечения. Инструкции или руководства по работе с таким оборудованием и программным обеспечением также могут входить в состав должностной инструкции.

Описание должности, регламент работы и квалификационные требования должны быть наиболее подробными и точными, чтобы сотрудник, который займет данную должность, мог понимать, что от него требуется и какие результаты работы он должен достигать. Инструкции или руководства по работе с оборудованием и программным обеспечением должны быть доступными и понятными, чтобы сотрудник мог эффективно выполнять задачи на данной должности.

1. Какие основные изменения вносятся в новые требования к должностным инструкциям 2023 года?

Новые требования включают в себя более детальное описание задачи и функциональных обязанностей, а также анализ рисков и оценку эффективности работы. Также обязательным станет указание необходимых навыков и квалификации для выполнения работы, а также требований по обучению и развитию персонала.

2. Какие документы необходимо будет представить при составлении новой должностной инструкции?

При составлении новой должностной инструкции необходимо будет представить последнюю версию действующей инструкции (если таковая имеется), а также справочные материалы, касающиеся обязанностей, навыков и квалификации, на основе которых будут составлены новые требования и стандарты.

3. Какова процедура утверждения новых должностных инструкций?

Новая должностная инструкция должна быть составлена с учетом потребностей компании и утверждена руководителем подразделения, к которому привязана данная должность. После этого она может быть направлена на утверждение в головной офис компании.

4. Какие последствия могут возникнуть при несоблюдении новых требований к должностной инструкции?

Несоблюдение новых требований может привести к нарушению действующего законодательства, штрафам и даже к увольнению сотрудника. Кроме того, несоблюдение новых требований может привести к снижению производительности и качества работы персонала, а также к убыткам для компании.

Одобрены

Советом по развитию

внутреннего финансового аудита

18 апреля 2023 года, протокол N 1

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ (ИНСТРУКЦИЙ)

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (РАБОТНИКОВ), НАДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи при составлении должностного регламента (инструкции) должностного лица (работника) главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — главный администратор), распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА).

Настоящие Рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер, в том числе содержат положения, рекомендуемые к включению в должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА.

Настоящие Рекомендации разработаны с учетом положений:

— статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

— Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Справочник ГГС);

— статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе о единстве основных квалификационных требований < 1 > для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы;

< 1 > Согласно положениям статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

— профессионального стандарта «Внутренний аудитор», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 (далее — ПС «Внутренний аудитор»);

— международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.

I. Общие положения

Решение об организации субъекта внутреннего финансового аудита должно быть принято в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н (далее — СВФА «Организация»).

Требования к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита не установлены. Опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту.

Согласно положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (далее — СВФА «Права и обязанности»), указанные лица имеют право, но не обязанность, руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями ПС «Внутренний аудитор» в части положений, не урегулированных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора), обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

II. Особенности составления должностного регламента

(инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта

внутреннего финансового аудита

Определение уровня знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предусматривается в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита:

— с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) и его наделением полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда его должность согласно штатному расписанию предусматривает возложение на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В случае образования субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда занимаемая им должность не предусматривает возложения на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно штатному расписанию < 2 > , его должностной регламент (инструкция) составляется в соответствии с должностью согласно штатному расписанию, должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА не составляется. В таком случае требуемый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей может устанавливаться ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

< 2 > Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы).

Общие требования к составлению должностных регламентов (инструкций) определяются законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) и внутренними порядками (правилами) главного администратора (администратора) (например, требования к должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации установлены положениями статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА помимо положений указанных правовых актов и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита рекомендуется учитывать положения о квалификационных требованиях в части регулирования в сфере внутреннего финансового аудита:

— Справочника ГГС;

— Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, разработанного Минтрудом России;

— ПС «Внутренний аудитор».

В связи с отсутствием согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации обязательности применения при организации внутреннего финансового аудита ПС «Внутренний аудитор», он может применяться в качестве основы для определения требований к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) с учетом особенностей выполняемых должностными лицами (работниками) трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, в части положений, не урегулированных и не противоречащих федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Также в целях реализации прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита с учетом необходимости обеспечения реализации принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа законности, рекомендуется учитывать при разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (муниципальных правовых актов), в том числе:

— Кодекса этики и служебного поведения работников организации, принятого главным администратором (администратором) в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»;

— Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предполагается необходимым учесть положения пункта 4 СВФА «Организация» путем:

— указания на непосредственное и исключительное подчинение структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица руководителю главного администратора (администратора);

— недопущения указания на участие должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица) в организации, обеспечении выполнения, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе внутреннего финансового контроля), которые являются объектами внутреннего финансового аудита;

— указания на необходимость соблюдения принципов внутреннего финансового аудита (законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации).

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных знаний в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны знания:

1) основ экономики и финансов;

2) основ составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) основ ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (понятие, объекты и субъекты бухгалтерского учета, принципы бюджетного учета и бюджетной отчетности);

5) основ права собственности;

6) основ законодательства о закупках;

7) принципов организации и порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов);

8) понятия и целей осуществления внутреннего финансового аудита;

9) порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита;

10) основ применения риск-ориентированного подхода;

11) информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей осуществления внутреннего финансового аудита;

12) основ влияния информационных технологий на выполнение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

13) общих требований к оформлению документов;

14) правил хранения документов и защиты информации;

15) систем взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;

16) способов формирования и ведения, состава реестра бюджетных рисков;

17) порядка составления, представления и внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;

18) оснований проведения внеплановых аудиторских мероприятий;

19) порядка формирования и состава программы аудиторского мероприятия;

20) оснований продления и приостановления аудиторских мероприятий;

21) порядка составления и представления, а также состава заключения;

22) целей и способов осуществления мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

23) порядка составления и представления, а также состава годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

24) порядка привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов;

25) в сфере нормативного правового регулирования, в том числе:

— Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2012 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 N 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита».

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА знания, указанные:

— в пунктах 1 — 12 и 25, могут быть отнесены к профессиональным знаниям;

— в пунктах 13 — 24, могут быть отнесены к функциональным знаниям.

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных умений в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны умения:

1) анализа и оценки информации, выявления причинно-следственных связей, формирования выводов и рекомендаций;

2) работы с информационными системами (программными продуктами) и базами данных;

3) подготовки документов при осуществлении внутреннего финансового аудита;

4) планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;

5) проведения аудиторских мероприятий;

6) выявления (обнаружения) и определения значимости (уровня) бюджетного риска;

7) осуществления редактирования документации на высоком стилистическом уровне;

8) оценки схемы построения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

9) применения методов внутреннего финансового аудита;

10) формирования аудиторской выборки;

11) обеспечения получения (осуществления контроля полноты) обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;

12) определения способов взаимодействия с субъектами бюджетных процедур;

13) формирования (осуществления контроля полноты) рабочей документации аудиторского мероприятия.

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА умения, указанные:

— в пунктах 1 — 7, могут быть отнесены к профессиональным умениям;

— в пунктах 8 — 13, могут быть отнесены к функциональным умениям.

Определение прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита рекомендуется осуществлять:

1) в отношении прав согласно:

— пункту 3 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— пунктам 3 — 5 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

2) в отношении обязанностей согласно:

— пункту 6 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— пунктам 6 — 8 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

III. Особенности составления должностного регламента

(инструкции) субъекта ВФА в случае передачи администратором

полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита

главному администратору, в ведении которого он находится,

или другому администратору, находящемуся в ведении

данного главного администратора

При передаче администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора, согласно положениям пункта 17 СВФА «Организация» субъектом внутреннего финансового аудита администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита. В таком случае разработка должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА со стороны администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется. Указанный должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА разрабатывает (при необходимости) главный администратор (администратор), принявший полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

IV. Особенности составления должностного

регламента (инструкции) в случае самостоятельного

выполнения руководителем главного администратора

(администратора) действий, направленных на достижение

целей осуществления внутреннего финансового аудита

При самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, субъект внутреннего финансового аудита не образуется, должностные регламенты (инструкции) субъекта ВФА не разрабатываются.

Решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, оформляется с учетом положений пункта 14 СВФА «Организация» одним или одновременно несколькими из следующих способов (подпункт «б» пункта 11 СВФА «Организация»):

— утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;

— внесение изменений в должностной регламент (инструкцию) руководителя главного администратора (администратора);

— внесение изменений в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора).

При формировании вышеуказанных документов рекомендуется обеспечить в них указание об обязанности самостоятельного выполнения и ответственности за выполнение руководителем главного администратора (администратора) положений пункта 14 СВФА «Организация», в частности (в зависимости от бюджетных полномочий главного администратора (администратора):

— установления (определения) достаточности, актуальности и соответствия правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, правовых актов и документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

— выявления избыточных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

— обеспечения предотвращения случаев несанкционированного доступа к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора);

— оценки соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедур);

— определения отсутствия осуществления или несоразмерности бюджетным рискам осуществляемых должностными лицами (работниками) и (или) структурными подразделениями главного администратора (администратора) контрольных действий, проведения анализа причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

— оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

— определения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;

— оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;

— оценки экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором);

— организации и осуществления внутреннего процесса главного администратора (администратора), направленного на соблюдение установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля).

Зачастую в трудовом договоре указывают лишь название должности и самые общие обязанности, а большинство обязанностей руководитель объясняет сотруднику лично. Это может работать, пока бизнес сталкивается с лояльными и ответственными людьми.

Если сотрудник решит проигнорировать распоряжение начальника и откажется выполнять работу, которой нет в трудовом договоре, бизнес ничего не сможет сделать: ведь нигде такая обязанность не указана.

Чтобы этого не произошло, работодатель может составить должностную инструкцию. Рассказываем, зачем она нужна и как ее оформить.

Должностная инструкция — это не обязательный документ, в трудовом кодексе она не упоминается. Трудовое право рассматривает ее как локальный нормативный акт, который помогает сделать отношения между работником и работодателем более конкретными.

В должностной инструкции указывают, какие у работника есть обязанности, кому он подчиняется, на что имеет право и какую ответственность несет за нарушение трудовой дисциплины.

Наличие такой инструкции выгодно обеим сторонам: работник понимает, что может и чего не может требовать от него работодатель, а работодатель застрахован на случай, если сотрудник решит уклоняться от выполнения должностных обязанностей.

Должностная инструкция может быть индивидуальной и типовой.

Индивидуальная инструкция. В ней пишут имя конкретного работника и обязанности, которые он должен выполнять на рабочем месте. Такая инструкция пригодится, если несколько сотрудников работают на одинаковых должностях, но выполняют разные задачи.

Олег и Денис — рабочие в автомастерской, в трудовых книжках у обоих написано «автомеханик». Но Олег специализируется на шиномонтажных работах, а Денис — на ремонте двигателей и электроники. Олег не может ремонтировать двигатели — не хватает квалификации, а отправлять Дениса менять шины нерационально: его рабочее время стоит дороже.

Чтобы было понятно, кто чем занимается, для каждого из них нужно составить отдельную должностную инструкцию. В таком случае Олега не заставят лезть под капот, а Дениса не уволят, если он откажется переставлять колеса.

Типовая инструкция. Пригодится, если все сотрудники на одной должности взаимозаменяемы и выполняют одни и те же задачи.

На стройке трудятся десять разнорабочих: носят стройматериалы, кабели, штрабят стены и укладывают кирпич. Каждый из них должен уметь делать то же, что и остальные. Для них можно составить типовую инструкцию. Работники будут знать, на что они подписываются, а работодатель сможет отказаться от услуг тех сотрудников, которые не выполняют какой-то из видов работ.

В каких случаях нужна индивидуальная инструкция, а в каких — типовая, решает работодатель.

У должностной инструкции для бизнеса нет строгой формы. Она предусмотрена только для чиновников, военнослужащих и сотрудников госкомпаний.

Чаще всего структура должной инструкции такая:

  • заголовок;
  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • взаимодействие.

Заголовок. Здесь пишут название организации или фамилию, имя и отчество ИП, дату утверждения инструкции и должность сотрудника, который ее утверждает. Это может сделать ИП, директор компании или любой сотрудник по его приказу.

Общие положения. В этом разделе указывают, кто назначает и увольняет работника, какое у него должно быть образование и опыт, что он должен знать, какие правила трудового распорядка должен соблюдать и кто заменяет его во время отпуска и болезни.

Функции и должностные обязанности. Здесь нужно подробно описать, чем именно сотрудник занимается. Лучше писать конкретно, без общих фраз: кондитер печет торты и делает десерты в соответствии с картами блюд; редактор пишет тексты по тематике, порученной шеф-редактором; офис-менеджер заказывает канцелярские товары и организует рабочие места сотрудников.

Права. Что сотрудник может требовать от других в рамках своих должностных обязанностей. Например, какие канцелярские принадлежности он может попросить у секретаря и какие задачи может ставить людям в других отделах, если непосредственно ему исполнители не подчиняются.

Ответственность. За что работник отвечает: например, своевременный заказ оборудования и комплектующих.

Взаимодействие. К кому и по каким вопросам сотрудник может обращаться и кому он подчиняется. Например, чтобы получить справки, нужно обратиться к помощнику главного бухгалтера, а за разъяснением задач — к руководителю подразделения.

Чтобы утвердить должностную инструкцию, нужны две подписи — работника и работодателя. Так работник соглашается с тем, что будет выполнять прописанные в инструкции обязанности, а работодатель подтверждает, что создаст необходимые условия и не потребует большего.

Часто делают так: на титульной странице в правом верхнем углу ставят гриф «Утверждаю», где подписывается работодатель, а работник подписывается в конце документа. Но это не обязательно: обе стороны могут поставить подписи на последней странице или на каждой странице в должностной инструкции, чтобы никто не мог заменить страницы в документе.

Вместе с юристом мы подготовили для вас несколько шаблонов должностной инструкции. Вы можете скачать универсальный образец или воспользоваться типовой инструкцией:

  • для бухгалтера;
  • для главного бухгалтера;
  • для делопроизводителя;
  • для менеджера по продажам;
  • для специалиста по кадрам;
  • для кассира;
  • для кладовщика;
  • для повара;
  • для специалиста по охране труда;
  • для юриста;
  • для главного инженера;
  • для инженера;
  • для водителя;
  • для учителя;
  • для системного администратора;
  • для экономиста;
  • для заведующего складом;
  • для механика;
  • для воспитателя;
  • для офис-менеджера.
  1. Должностная инструкция — это документ, в котором детально прописаны все обязанности работника.
  2. Инструкция может быть типовой — для должности, или индивидуальной — для конкретного человека.
  3. Чтобы утвердить должностную инструкцию, ее должны подписать два человека: работник, который будет ее выполнять, и руководитель компании или ИП или уполномоченный ими представитель.
  4. Правильно оформленная должностная инструкция может стать решающим аргументом во время спора в трудовой инспекции или в суде.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зодак с 6 мес инструкция капли
  • Змейка что можно собрать инструкция по применению
  • Зодак раствор инструкция по применению для детей
  • Знание английского языка в должностной инструкции
  • Зодак от аллергии цена для детей капли инструкция