Зсу 23 4 техническое описание и инструкция по эксплуатации

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ю.М. Сойкин, О.А. Ширяев
Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»

1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗСУ-23-4 «ШИЛКА»

1.1. Назначение и тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»

23-х миллиметровая счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов от нападения воздушного противника на высотах до 1500 м, дальностях до 2500 м при скорости цели до 450 м/сек.

ЗСУ может также использоваться для поражения наземных и надводных целей на дальности до 2000 м.

Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4:

а) боевые характеристики:

– установка обеспечивает:

– стрельбу по воздушным целям на дальности до 2500 м на высотах до 1500 м при скоростях полета целей до 450 м/сек;

– стрельбу по наземным и надводным целям на дальности до 2000 м;

– темп стрельбы (из 4-х автоматов) – не менее 3400-3600 выстрелов в минуту;

– дальность обнаружения воздушной цели – до 20 км;

– дальность автосопровождения цели – до 17 км;

– боевой комплект – 2000 выстрелов;

б) маневренные характеристики:

– скорость движения ЗСУ:

– по шоссе – до 65 км/час;

– по грунтовой дороге – до 40 км/час;

– преодоление ЗСУ препятствий:

– максимальный угол подъема и спуска – до 30°;

– боковой крен – до 20°;

– глубина преодолеваемого брода – до 1,5 м;

– высота преодолеваемой стенки – до 1 м;

– ширина преодолеваемого рва – до 2,5 м;

– время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно – 5 минут;

в) эксплуатационные характеристики:

– время непрерывной работы – 8 часов;

– запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы газотурбинного двигателя) при движении:

– по шоссе – 450 км;

– по грунтовой дороге – 300 км;

– средний расход топлива на 100 км пути при движении:

– по шоссе – 80 л;

– по грунтовой дороге – 130 л;

г) весовые и габаритные характеристики:

– боевой вес – 19 т;

– длина – 6,54 м;

– ширина – 3,16 м;

– высота в походном положении – 2,58 м;

– высота в боевом положении – 3,57 м;

д) технические характеристики:

– количество автоматов – 4 шт;

– калибр автоматов – 23 мм;

– начальная скорость снаряда – 950-1000 м/сек;

– углы наведения пушки:

– по вертикали – от – 4° до + 85°;

– по горизонту – 360°;

– скорость наведения пушки:

– по азимуту – 70°/ сек;

– по углу возвышения – 60°/сек.

1.2. Состав ЗСУ-23-4, назначение и размещение элементов

В состав ЗСУ-23-4 входят:

– 23-х миллиметровая счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23;

– силовые приводы наведения 2Э2;

– радиолокационный приборный комплекс РПК-2;

– система первичного электропитания;

– гусеничная машина ГМ-575;

– танковая навигационная аппаратура ТНА-2;

– дневные, ночные приборы наблюдения и командирский прибор наблюдения;

– аппаратура внутренней и внешней связи (радиостанция Р-123 и переговорное устройство Р-124);

– аппаратура противоатомной защиты и противопожарного оборудования (ПАЗ и ППО);

– система вентиляции и обогрева.

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (А3П-23) предназначена для поражения воздушных и наземных целей.

Силовые приводы наведения 2Э2 служат для наведения пушки АЗП-23 по азимуту и углу возвышения.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 предназначен для управления огнем АЗП-23.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивает питание систем и узлов ЗСУ постоянным (27,5 и 55 В) и переменным током (220 В 400 Гц).

Гусеничная машина ГМ-575 предназначена для установки и транспортировки вооружения, аппаратуры ЗСУ и размещения экипажа.

Танковая навигационная аппаратура ТНА-2 служит для определения местоположения ЗСУ-23-4 при её движении в условиях затрудненного ориентирования.

Дневные, ночные приборы наблюдения предназначены для наблюдения за окружающей обстановкой в любое время суток. Командирский прибор наблюдения (КПН) служит для полуавтоматического наведения антенны РПК-2 по азимуту и углу места на цель.

Аппаратура внутренней и внешней связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами расчетов.

Аппаратура противоатомной защиты обеспечивает снижение действия на экипаж поражающих факторов оружия массового поражения.

Противопожарное оборудование служит для тушения пожара в ЗСУ.

Система вентиляции предназначена для поддержания нормального температурного режима аппаратуры и улучшения условий обитаемости.

Система обогрева предназначена для обогрева членов экипажа в зимнее время.

Все элементы размещены в отсеках и шкафах ЗСУ (см. приложения 1 и 2). Шкафы представляют собой металлические каркасы, в которых располагаются блоки РПК. Соединительные провода всех узлов, агрегатов и блоков объединены в жгуты, проложенные по всей ЗСУ.

1.3. Расчет установки и его обязанности

Экипаж ЗСУ-23-4 состоит из четырех человек:

– командир установки;

– оператор поиска-наводчик (1-й номер);

– оператор дальности (2 номер);

– механик-водитель (3 номер).

Обязанности экипажа ЗСУ определены Правилами стрельбы и боевой работы на зенитных артиллерийских комплексах войск ПВО СВ, часть 6 «Взвод зенитных самоходных установок ЗСУ23-4».

Командир установки обязан:

– поддерживать постоянную боевую готовность личного состава и техники;

– умело командовать экипажем в бою, настойчиво добиваясь выполнения поставленной боевой задачи;

– знать материальную часть установки и правила ее эксплуатации, готовить установку к стрельбе и выбирать необходимый режим боевой работы, умело выполнять обязанности номеров экипажа;

– вести непрерывное наблюдение за воздушным и наземным противником, умело использовать местность при выборе позиции для установки, осуществлять наведение антенны и башни на цель с помощью КПН, наблюдать за результатами стрельбы, своевременно вводить поправки и корректуры;

– поддерживать устойчивую радиосвязь с командиром взвода;

– требовать соблюдения экипажем мер безопасности и противопожарных мероприятий;

– своевременно принимать меры к техническому обслуживанию установки, а в случае ее повреждения – докладывать командиру взвода и организовывать ремонт; – систематически контролировать расход боеприпасов, горючего, смазочных материалов и своевременно докладывать об этом командиру взвода.

Оператор поиска-наводчик (1-й номер) обязан:

– знать материальную часть радиолокационного приборного комплекса, правила эксплуатации и своевременно готовить его к стрельбе;

– непрерывно вести наблюдение за воздушным противником в назначенном секторе или осуществлять круговой поиск, своевременно обнаруживать воздушные цели, опознавать их и переходить на автоматическое сопровождение;

– по команде командира установки вести огонь по воздушным и наземным целям; – проводить техническое обслуживание РПК, обнаруживать и устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки;

– строго выполнять требования правил техники безопасности и по противопожарным мероприятиям.

Оператор дальности (2-й номер) обязан:

– знать устройство и эксплуатацию радиолокационной станции и пушки, управлять работой РЛС во всех режимах и осуществлять контроль за ее работой;

– сопровождать цель по дальности;

– проводить техническое обслуживание РЛС и пушки, обнаруживать, устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки.

Механик-водитель (3-й номер) обязан:

– знать устройство и правила эксплуатации материальной части гусеничной машины (ГМ-575) и системы электропитания, умело водить установку в любых условиях местности, в любое время суток и года и проводить техническое обслуживание гусеничной машины и системы электропитания;

– выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, умело преодолевать заграждения, естественные препятствия и броды или по команде командира установки обходить их;

– обеспечивать при движении наиболее выгодные условия для ведения разведки и огня; – своевременно производить заправку машины горючим, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

– своевременно обнаруживать и устранять неисправности гусеничной машины и системы электропитания и немедленно докладывать об этом командиру установки;

– вести наблюдение за наземным противником и действиями своих войск.

Экипаж установки должен уметь пользоваться средствами внутренней и внешней связи, приборами наблюдения, аппаратурой противоатомной защиты, навигационной аппаратурой, противопожарным оборудованием, знать правила обращения с боеприпасами, уметь производить снаряжение их в ленты, загружать и выгружать боеприпасы и звенья.

2. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА АЗП-23

2.1. Назначение, состав, характеристики и принцип работы АЗП-23

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (АЗП-23) предназначена для поражения воздушных и наземных целей.

В состав АЗП-23 входят (рис. 2.1):

– четыре 23-мм автомата;

– верхняя и нижняя люльки;

– основание с башней;

– механизмы наведения и стопорения;

– система питания автоматов;

– система охлаждения стволов;

– система заряжания и перезаряжания;

– электрооборудование.

Рис. 2.1. Размещение элементов АЗП-23

Тактико-технические характеристики АЗП-23:

– скорострельность:

– из одного ствола – 850 – 900 выстр./мин.;

– из 4 стволов – 3400 – 3600 выстр./мин.;

– начальная скорость снаряда – 950 – 1000 м/сек.;

– боевой комплект – 2000 снарядов;

– угол горизонтального наведения – не ограничен;

– угол вертикального наведения – от -4° до +85°;

– масса пушки – 4964 кг;

– масса одного автомата – 85 кг;

– масса патрона – 0,45 кг;

– емкость системы охлаждения стволов – 85л.

Принцип работы АЗП-23-х

Боекомплект пушки укладывается в патронные короба, из которых патроны в лентах поступают по металлическим рукавам и лоткам к автоматам.

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически за счет сжатого воздуха. Подвижные части автомата отходят назад и останавливаются, патрон подается на линию досылки. Открытие огня производит командир ЗСУ или оператор поиска-наводчик с помощью электроспуска.

Работа автоматики пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле часть газов через газоотводное отверстие отбрасывает подвижные части автомата назад. Открывается затвор, стреляная гильза извлекается и выбрасывается, очередной патрон подается на линию досылки.

Охлаждение стволов при стрельбе осуществляется жидкостью (вода или антифриз), подаваемой насосом из бака системы охлаждения стволов.

Наведение пушки осуществляется с помощью силовых электрогидравлических приводов наведения или вручную с помощью механизмов наведения.

2.2. Устройство автомата и действие его основных узлов

23-мм автомат – это автоматическое оружие, в котором запирание и отпирание канала ствола, производство выстрела, извлечение из патронника стреляной гильзы и отражение ее, подача ленты в приемник и подача очередного патрона в патронник осуществляются автоматически при помощи энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола (рис. 2.2).

Рис. 2.2. 23-мм автомат

Все 4 автомата по устройству одинаковы и отличаются лишь деталями механизма подачи ленты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости.

Автоматы установлены на люльке справа и слева. Правый автомат имеет правое питание патронами, левый – левое.

Состав автомата (рис. 2.3):

– ствол;

– ствольная коробка;

– затворная рама;

– затвор;

– крышка ствольной коробки;

– подающий механизм;

– электроспуск;

– затыльник;

– механизм пневмоперезарядки;

– амортизаторы отката (по 2 на каждый автомат);

– звеньеотвод.

Рис. 2.3. Состав автомата:

1 – ствол; 2 – ствольная коробка; 3 – затворная рама; 4 – затвор; 5 – крышка ствольной коробки; 6 – электроспуск; 7 – затыльник; 8 – механизм пневмоперезарядки; 9 – амортизаторы отката; 10 – звеньеотвод

Ствол служит для направления полета снаряда и придания ему начальной скорости (рис. 2.4).

Внутренняя часть ствола называется каналом. В нем имеется патронник для размещения патрона и нарезная часть с 10 нарезами, идущими слева вверх направо и обеспечивающими снаряду вращение и устойчивость в полете.

На стволе имеются пламегаситель и газовая камера, служащая для отвода пороховых газов, приводящих в действие автоматику.

На наружной поверхности ствола имеется кожух системы охлаждения, в котором циркулирует охлаждающая жидкость.

Рис. 2.4. Ствол

Ствольная коробка служит для соединения основных элементов автомата и направления движения подвижных частей (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Ствольная коробка

Затворная рама приводит в действие подвижные части автомата. Она поднимает и опускает затвор, перемещает досылатель, приводит в действие подающий механизм, сжимает возвратную пружину механизма пневмоперезарядки и пружины затыльника.

Затворная рама состоит из рамы, поршня и досылателя (рис. 2.6). Досылатель досылает патрон в патронник и извлекает из патронника стреляную гильзу.

Рис. 2.6. Затворная рама

Затвор служит для запирания канала ствола, производства выстрела и первоначального страгивания гильзы при извлечении ее из патронника. Он состоит из остова, внутри которого собран ударный механизм (рис. 2.7). Затвор при движении вверх запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел. После выстрела за счет движения затворной рамы назад затвор опускается вниз и производит первоначальное страгивание гильзы.

Рис. 2.7. Затвор

Крышка ствольной коробки вместе с вырезом на ствольной коробке образует приемное окно для ленты с патронами (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Крышка ствольной коробки

Подающий механизм предназначается для подачи ленты с патронами в приемник автомата и подачи патрона на линию досылания. Представляет собой систему рычагов, пазов и выступов, которые за счет движения затворной рамы перемещают ленту и очередной патрон (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Элементы подающего механизма

Электроспуск служит для дистанционного управления огнем, сигнализации готовности автомата к стрельбе и для работы счетчика остатка патронов (рис. 2.10).

Состоит из шептала, электромагнитного устройства и датчика готовности. Шептало удерживает затворную раму в крайнем заднем положении. Электромагнитное устройство служит для дистанционного управления работой шептала. Датчик готовности обеспечивает сигнализацию о готовности автомата к стрельбе и работу счетчика остатка патронов.

Рис. 2.10. Электроспуск

Затыльник является задней стенкой ствольной коробки (рис. 2.11). В нем имеется буферное устройство, которое смягчает удар затворной рамы при откате и сообщает ей интенсивный толчок вперед в начале наката.

Рис. 2.11. Затыльник, механизм пневмоперезарядки и звеньеотвод

Механизм пневмоперезарядки служит для отведения подвижных частей автомата в заднее положение (для постановки на шептало) в начале стрельбы и при разряжании автомата (рис. 2.11).

Амортизаторы отката предназначены для уменьшения отдачи автомата при выстреле и возвращения его в исходное положение для стрельбы (рис. 2.12). Состоят из цилиндрического корпуса и пружины. Каждый автомат имеет по два амортизатора.

Рис. 2.12. Амортизатор отката

Звеньеотвод служит для отвода звеньев и устанавливается на ствольной коробке (рис. 2.11). Представляет собой лоток, по которому использованные звенья из автомата направляются в звеньесборник.

Работа автомата при стрельбе

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически. При нажатии кнопки ПЕРЕЗАРЯДКА на пульте командира ЗСУ сжатый воздух через пневмопоршень отводит назад затворную раму и рычаг досылателя. Патрон подается на линию досылки. Затворная рама встречает шептало электроспуска и останавливается (рис. 2.13).

Рис. 2.13. Положение частей автомата при досылании патрона в патронник

При нажатии кнопки ОГОНЬ командиром ЗСУ (или нажатии спусковой педали оператором поиска-наводчиком) шептало электроспуска освобождает затворную раму, которая движется вперед. Досылатель выталкивает патрон из звена ленты и досылает его в патронник.

Затвор движется вверх и запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Положение частей автомата при разбитии капсюля

Пороховые газы действуют на снаряд, сообщая ему движение вперед. Часть газов после прохождения снарядом газоотводного отверстия в стенке ствола отводится в газовую камеру. За счет этого затворная рама перемещается назад, затвор опускается вниз и отпирает канал ствола. Досылатель извлекает из патронника стреляную гильзу и выталкивает ее из автомата. Подающий механизм подает очередной патрон на линию досылания. Если кнопка ОГОНЬ нажата, то описанный цикл повторяется.

Стреляные гильзы выбрасываются за борт ЗСУ по гильзоотводам, а звенья ссыпаются в звеньесборник.

2.3. Устройство основания с башней, люлек и механизмов наведения и стопорения

Основание с башней предназначено для размещения АЗП-23, силовых приводов наведения, радиолокационного приборного комплекса РПК-2 и экипажа. Состоит из основания, броневой башни, станины и погона (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Основание с башней

О с нован ие – сварная неразъемная конструкция для размещения элементов ЗСУ. В передней части основания имеется звеньесборник для сбора звеньев при стрельбе. Через дверку звеньесборника, которая размещается в отсеке механикаводителя, осуществляется выгрузка использованных звеньев после стрельбы.

Бр он е ва я б а ш н я предназначена для защиты расчета и аппаратуры ЗСУ от различных поражающих факторов. Сварена из броневых листов и крепится к основанию.

С т ан и на служит для размещения люлек с автоматами. Представляет сварную конструкцию из стальных и броневых листов, крепится к башне.

П о г он обеспечивает вращение основания с башней. Состоит из 2 колец – неподвижного и подвижного, вращающегося за счет шаров, размещенных между ними. Неподвижное кольцо крепится к корпусу самохода, подвижное – к основанию.

Люльки являются качающейся частью АЗП-23, на которой установлены автоматы, механизмы ручного заряжания и перезаряжания, шланги системы охлаждения, механизмы сброса заглушек стволов.

Рис. 2.16. Верхняя люлька

Верхняя и нижняя люльки по устройству аналогичны, соединены между собой тягой, на каждой люльке крепится по два автомата (рис. 2.16).

Движение на качающуюся часть передается от редуктора вертикального наведения через два зубчатых венца на нижней люльке (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Нижняя люлька

З а глуш к и ст во л ов предохраняют стволы автоматов от попадания в них пыли, грязи, снега и пр. (рис. 2.18). Имеется два механизма сброса заглушек – для верхних и нижних автоматов. Сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части (± 7°), закрываются вручную после ее стопорения при угле возвышения, равном 14°.

Рис. 2.18. Заглушки стволов

Механизмы наведения и стопорения служат для наведения и стопорения АЗП-23 в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 2.19).

Механизм наведения включает механизмы горизонтального и вертикального наведения, а механизм стопорения – горизонтальный стопор и стопор качающейся части.

Рис. 2.19. Механизмы наведения и стопорения

Мех ан из м г о риз он т а ль но г о нав е д е н ия служит для поворота башни по азимуту и включает в себя горизонтальный редуктор, маховик ручного наведения и механизм переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой РУЧНАЯ – СИЛОВАЯ. При этом наведение осуществляется или маховиком вручную, или силовыми приводами наведения.

Мех ан из м в ерти ка ль но г о нав е д е н ия служит для перемещения качающейся части пушки по углу места и состоит из редуктора вертикального наведения, маховика ручного наведения, механизма переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой МАХОВИК – СИЛОВАЯ.

Г о риз он т а ль ны й ст о п о р служит для стопорения вращающейся части в походном положении. Стопор размещен в основании установки. При вращении маховика стопора его фиксатор стопорит погон основания с башней.

С т о п о р ка ч а ющейся ч а сти служит для стопорения ее попоходному. Рукоятка стопора имеет два положения – СТОПОР и НАВОДКА. Стопорение осуществляется при угле возвышения качающейся части, равном 14°.

2.4. Системы питания автоматов, охлаждения стволов и электрооборудования

Система питания автоматов предназначена для обеспечения автоматов патронами во время стрельбы и отведения стреляных гильз, звеньев и осечных патронов.

Системы питания с правой и левой подачей имеют одинаковую конструкцию и включают: патронную коробку, большой и малый подающие рукава, секторные лотки, лебедку, щиток и козырек (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Система питания автоматов

П а тр онна я ко р о б ка служит для размещения патронной ленты с патронами. Она имеет два отсека с подавателями: для верхнего автомата на 520 патронов, для нижнего – на 480. Отсеки закрыты крышками.

Б о льш о й и ма л ы й п ода ющие ру кава служат для подвода ленты с патронами из коробки к секторным лоткам.

С е к т о р ны е л о т к и служат для подачи патронов в ленте в приемное окно автомата и досылания первого патрона в подающий механизм автомата.

Лебе дка служит для укладки патронной ленты в коробку при загрузке боекомплекта с земли.

Щит ок и ко з ы ре к обеспечивают сброс звеньев в звеньесборник при любых углах возвышения качающейся части.

П а тр онна я ле н т а металлическая, рассыпная, состоит из отдельных звеньев (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Патронная лента

Принцип работы системы питания основан на подаче ленты с патронами из коробок через рукава и лотки к автоматам. Для подачи используется энергия подвижных частей автоматов и часть энергии отката автоматов.

Система охлаждения стволов предназначена для охлаждения стволов при стрельбе и состоит из блока охлаждения, бака и шлангов (рис. 2.22).

Бл ок о хл ажд е н ия расположен в правой части основания и состоит из электродвигателя, редуктора и насоса.

Электродвигатель через редуктор вращает вал насоса производительностью 80 л/мин, который подает охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

Охлаждающая жидкость: летом – вода с антикоррозийной присадкой, зимой – антифриз.

Б ак емкостью 85 л расположен в левом переднем отсеке АЗП-23. В баке имеется окно с указателем уровня охлаждающей жидкости.

Для циркуляции жидкости в системе применяются гибкие резиновые шланги, защищенные снаружи проволочной оболочкой.

Включение системы охлаждения производится до открытия огня одним из 3 способов:

1) тумблером ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке огня командира ЗСУ;

2) кнопкой ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке управления блока Т-55 оператора поиска-наводчика;

3) предохранительным рычагом на спусковой педали оператора поиска-наводчика.

О включении системы свидетельствует загорание лампы ОХЛАЖДЕНИЕ на пульте командира.

При работе системы охлаждения жидкость по шлангам циркулирует по кожухам охлаждения стволов и сливается в бак, где она охлаждается.

Рис. 2.22. Система охлаждения стволов

Система заряжания и перезаряжания служит для взведения подвижных частей автоматов. В ее состав входят система пневматической перезарядки и механизмы ручного заряжания и перезаряжания.

Основной является пневматическая перезарядка, а ручная – дублирующая.

С исте ма п н е вма тичес ко й перез а ря дк и состоит из компрессора, 2 основных и 1 резервного баллонов сжатого воздуха, трубок и клапанов (рис. 2.23).

При работе системы компрессор нагнетает сжатый воздух давлением 65 атм. в основные баллоны. При нажатии кнопок ПЕРЕЗАРЯДКА любого из автоматов на пульте командира ЗСУ, сжатый воздух по трубопроводам поступает на механизм пневмоперезарядки автомата и отводит подвижные части в заднее положение (ставит затворную раму на шептало). При наличии осечного патрона он извлекается из патронника и попадает в звеньесборник.

Рис. 2.23. Система пневматической перезарядки

При отказе компрессора к системе подключается резервный баллон с давлением сжатого воздуха 150 атм.

Мех ан из м руч но г о з а ря жан ия и перез а ря жан ия устанавливается на каждом автомате. В его состав входят: рукоятка, тросы, вращающиеся барабаны, цепь и толкатель (рис. 2.24).

При работе механизма оператор вытягивает рукояткой трос до отказа. При этом тросы и цепь через барабаны перемещают толкатель, за счет чего подвижные части автомата отходят назад. Осечный патрон извлекается и попадает в звеньесборник.

Рис. 2.24. Механизм ручного заряжания и перезаряжания

Электрооборудование АЗП-23 служит для управления стрельбой автоматов, сигнализации их готовности к стрельбе, осуществления пневмозаряжания каждого автомата, управления работой системы охлаждения стволов, отсчета числа оставшихся патронов в каждой патронной коробке и поджига газовоздушной смеси в отсеке автоматов.

В состав электрооборудования входят пульт командира, рукоятка огня, спусковая педаль, счетчик остатка патронов, двигатель насоса системы охлаждения стволов, система поджига газовоздушной смеси и блокировки.

Пульт команд ир а обеспечивает управление и наблюдение за работой АЗП-23. На нем установлены все органы управления и сигнализации (рис. 2.25).

Рис. 2.25. Органы управления АЗП-23

Ру ко ят ка о г н я командира ЗСУ (рис. 2.26) и спусковая педаль оператора поиска-наводчика (рис. 2.27) служат для включения системы охлаждения и открытия стрельбы.

Рис. 2.26. Рукоятка огня

Рис. 2.27. Спусковая педаль

С четчи к о ст а т ка п а тр онов предназначен для отсчета количества патронов, оставшихся в патронной коробке.

Д в иг а тель на с о с а систе мы о хл ажд е н ия ст во л ов обеспечивает работу насоса, подающего охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

С исте ма п одж иг а г а з ово з д уш но й с м еси воспламеняет газовоздушную смесь, образующуюся при стрельбе.

В электрической схеме предусмотрены следующие блокировки: а) запрещающие стрельбу:

– при углах возвышения стволов ниже значения, установленного переключателем ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛОВ на пульте командира (от 0 до 40°), при ведении огня вблизи своих войск, в лесу, перед препятствием;

– при открытом люке механика-водителя;

– при отключенной системе охлаждения стволов;

– при нахождении цели вне зоны поражения, определяемой СРП;

б) исключающие включение силовых приводов наведения:

– при стопорении вращающейся и качающейся части АЗП-23 по-походному;

– при открытом люке механика-водителя;

– при открытой дверке звеньесброрника (где находится).

Для стрельбы при выходе какой-либо из блокировок из строя имеется режим АВАРИЙНАЯ СТРЕЛЬБА, включающийся тумблером на пульте командира.

В
основу технического обслуживания
положена планово- предупредительная
система, основанная на обязательном
проведении установленных работ по
техническому обслуживанию ЗСУ при ее
эксплуатации.

ЗСУ должна содержаться в постоянной
исправности и готовности к использованию.

Высокое
качество работ по техническому
обслуживанию и сокращение сроков их
выполнения может быть достигнуто за
счет тщательной предварительной
подготовки, которая должна предусматривать:

  • изучение
    личным составом методик выполнения
    операций по техническому обслуживанию;

  • приобретение
    практических навыков непосредственно
    при работе на ЗСУ по правильному и
    быстрому выполнению операций по
    техническому обслуживанию;

  • обучение
    правильному использованию документации,
    придаваемой к ЗСУ;

  • привитие
    навыков практического применения
    контрольно – измерительных приборов,
    инструмента и приспособлений.

Техническое обслуживание должно
обеспечивать:

  • постоянную
    техническую исправность ЗСУ и готовность
    к немедленному применению;

  • устранение
    причин, вызывающих преждевременный
    износ, неисправности и поломку деталей,
    узлов и механизмов;

  • максимальное
    продление межремонтных сроков;

  • безопасность
    выполнения работ;

  • расход
    горючего, смазочных и рабочих жидкостей
    в пределах установленных норм.

Категорически запрещается сокращать
объем работ по техническому обслуживанию,
а также сокращать время, отведенное на
проведение технического обслуживания,
в ущерб качеству.

Отсутствие или
недостаток средств технического
обслуживания не должны служить основанием
для изменения объема работ и периодичности
обслуживания ЗСУ.

При техническом
обслуживании ЗСУ должны применяться
штатные исправные принадлежности и
инструменты, а также обтирочные и
смазочные материалы и рабочие жидкости,
предусмотренные инструкцией по
эксплуатации и ведомостями комплектации
ЗИП-1 и ЗИП-2.

Категорически запрещается пользоваться
неисправным, изношенным и нештатным
инструментом и принадлежностями.

В процессе эксплуатации
вскрывать пломбы только в соответствии
с указаниями прил.6 настоящей Инструкции.
После проведения работ по техническому
обслуживанию необходимо сделать записи
в соответствующих разделах формуляра
ЗСУ. Ответственность за правильность
ведения формуляра возлагается на
командира подразделения.

Проверку функционирования аппаратуры
производить от СЭП ЗСУ.

Техническое обслуживание ЗСУ проводится,
как правило, на пункте технического
обслуживания (ПТО).

На ПТО в первую очередь
проводится техническое обслуживание
ТО-1 и ТО-2. Текущее обслуживание на ПТО
проводится тогда, когда есть свободные
места на рабочих участках. В период
проведения ТО-1 и ТО-2 на ПТО должно
использоваться оборудование КРАС-IРШМ
и машина технического обслуживания.

Для обслуживания
ЗСУ в помещении ПТО должно быть следующее
оборудование:

  • смотровая
    канава;

  • координатный
    щит, изготовленный в соответствии с
    рис. 45 (координатный щит изготовляется
    из листа фанеры или железа);

  • лестницы-площадки
    для обслуживания ЗСУ;

  • поддоны,
    ванны, бачки для слива смазок, масел,
    топлива и охлаждающей жидкости;

  • стеллажи
    для укладки снятых автоматов АЗП;

  • верстаки
    для разборки и сборки автоматов АЗП;

  • стеллажи
    для укладки снятых блоков, деталей и
    узлов;

  • стеллажи
    под чехлы.

В
помещении вывешиваются таблицы с
перечнями работ по техническому
обслуживанию, планы-графики обслуживания,
таблицы смазок.

Допускается
проводить техническое обслуживание в
полевых условиях на площадке, которая
имеет травяной покров или твердый грунт
без пыли. При этом отдельные операции
ТО-1 и ТО-2 (чистка блоков, разборка,
чистка и смазка автоматов и т.д.) должны
выполняться в палатках КРАС-1РШМ.

Перед
проведением всех работ на ЗСУ необходимо
убедиться в том, что АЗП разряжена. Во
время работ строго соблюдать все правила
техники безопасности включения и
выключения ЗСУ. При проведении технического
обслуживания быть внимательным и
соблюдать осторожность, особенно при
чистке блоков аппаратуры РПК.

6.3. Общие положения по эксплуатации
ТЗМ
.

Надежность работы автомобиля зависит
от ухода и обслуживания. Водитель обязан
постоянно наблюдать за исправностью
работы всех механизмов и агрегатов
автомобиля. При выявлении неисправности
работы механизмов, появлении посторонних
шумов, стуков или вибраций, а также при
нарушении регулировок и прочих
неисправностях водитель обязан
немедленно, не дожидаясь срока очередного
технического обслуживания, принять
меры к их устранению самостоятельно
или с помощью автомеханика.

Техническое обслуживание автомобиля
состоит из следующих этапов:

  1. Ежедневное техническое обслуживание
    автомобиля (ЕО): обслуживание автомобиля
    перед выездом; обслуживание автомобиля
    в пути (на привалах и остановках);
    обслуживание автомобиля после окончания
    работы.

  2. Периодическое техническое обслуживание
    автомобиля (ТО): первое техническое
    обслуживание (ТО-1); второе техническое
    обслуживание (ТО-2).

  3. Сезонное техническое обслуживание –
    весной и осенью.

Сроки проведения периодического
обслуживания зависят от условий работы.

Условия работы подразделяются на средние
и тяжелые.

Средние условия работы характеризуются
следующими особенностями: эксплуатация
в различных погодных условиях средней
климатической полосы и при эпизодической
буксировке прицепов по смешенным
дорогам, включая дороги с твердым
покрытием, грунтовые дороги различного
состояния, а также отдельные участки
бездорожья.

Тяжелые условия работы характеризуются
следующими особенностями: эксплуатация
с прицепом, по грунтовым дорогам, включая
работу в период распутицы и снежных
заносов, работа по бездорожью с
преодолением бродов и болотистых
участков, а также работа в условиях
Крайнего Севера, пустынно-песчаной и
высокогорной местности на высоте свыше
2000м над уровнем моря.

Периодическое техническое обслуживание
в зависимости от условий работы должно
проводиться после следующих пробегов
(км):

ТО-1
ТО-2

Средние условия работы………..1000-1200
5000-6000

Тяжелые условия работы…………800-900
4000-4500

Отдельные операции по обслуживанию
должны производиться не при каждом
очередном обслуживании (соответствующие
указания см. в разделе «Объем технического
обслуживания»).

В зависимости от технического состояния
автомобиля и условий работы сроки
технического обслуживания могут
сокращаться, а при эксплуатации по
хорошим дорогам увеличиваться против
указанных норм.

Запрещается сокращать объем работ по
техническому обслуживанию. Смазочные,
контрольно-проверочные и крепежные
работы выполняются в обязательном
порядке (принудительно), а заправочные,
регулировочные работы и устранение
неисправностей выполняются по
потребности, если в результате проверки
выявляется необходимость в этом.

Техническое обслуживание должно
проводиться в основном на пунктах или
площадках технического обслуживания,
т.е. в специально оборудованных
помещениях, отапливаемых зимой и
обеспечивающих обслуживающему персоналу
необходимые условия для работы.

На открытых площадках техническое
обслуживание автомобиля должно
проводиться с помощью подвижных средств
обслуживания, включающих комплекты
инструмента и принадлежностей водителя,
подвижные мастерские, ремонтно-зарядные
станции, компрессорные установки,
моечные машины, водомаслотопливозаправщики,
водогрейки, маслогрейки и другое
оборудование для технического
обслуживания. Работы, связанные с
разработкой агрегатов в условиях
сильной запыленности, должны проводиться
в укрытиях или палатках.

Отсутствие оборудованных и полностью
укомплектованных стационарных или
подвижных средств технического
обслуживания не может служить основанием
для изменения объема, периодичности и
условий проведения обслуживания
автомобилей.

Техническое обслуживание оборудования
ТЗМ осуществляется непосредственно
после использования или совмещения с
ТО-1 (ТО-2).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»

Выберите формат скачивания:

epub QR код Размер: 1,6 Мбайт Добавлено 28 февраля 2020, 0:07
fb2 QR код Размер: 809,3 Кбайт Добавлено 28 февраля 2020, 0:07
rtf QR код Размер: 876,6 Кбайт Добавлено 28 февраля 2020, 0:07

Пособие предназначено для подготовки офицеров запаса войск ПВО СВ по командным и инженерным специальностям, изучающим устройство зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». В нем описаны сущность, принципы работы ЗСУ, ее основных систем и узлов, порядок эксплуатации и технического обслуживания.

Может быть использовано в войсках для подготовки офицерского состава и номеров расчетов подразделений ПВО СВ.

2-е издание

Поделиться:
]]>Facebook :0]]>  ]]>Twitter :0]]>  ]]>В контакте :0]]>  ]]>Livejournal :0]]>  ]]>Мой мир :0]]>  ]]>Gmail :0]]>  Email :0  ]]>Скачать :0]]>  
Мой статус книги:

Чтобы оставить свою оценку и комментарий вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

Разработанные советскими специалистами образцы вооружения не раз становились лучшими в мире. Касается это и систем ПВО, хотя достаточно долго вооруженные силы СССР не имели эффективной самоходной зенитной системы, не связанной с ракетами.

Опыт Великой Отечественной войны и развитие электроники и техники привели к рождению «Шилки», ЗСУ – ставшей легендой сразу же после принятия на вооружение.

Рождение легенды

Вторая мировая война показала всю опасность действий штурмовой авиации. Ни одна армия мира не могла обеспечить надежное прикрытие техники и пехоты от налетов штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, особенно на маршах. Больше всего страдала немецкая армия. Эрликоны и ФЛАКи не справлялись с массовыми налетами американской штурмовой авиации и советскими «летающими танками» Ил-2, особенно в конце войны.

ЗСУ

Для защиты пехоты и танков были созданы Wirbelwind, («Смерч»), Kugelblitz, («Шаровая молния») и несколько других моделей. Два 30-мм орудия, выпускавшие 850 выстрелов за минуту, и радиолокационная система были пионерами в области развития ЗСУ, опередившими время на несколько лет. Конечно, внести коренной перелом в ход войны они уже не могли, но опыт их использования лег в основу послевоенных разработок в области самоходных зениток.

В 1947 году конструкторы страны Советов начали активные разработки опытного образца ЗСУ-57-2, но эта машина устарела еще до рождения. 2 орудия 57-мм, перезаряжавшиеся обоймами, имели низкую скорострельность, а отсутствие систем РЛС делали конструкцию фактически слепой.

Открытая башня не внушала доверия с точки зрения защиты экипажа, поэтому вопрос о модернизации стоял очень остро. Масла в огонь подлили американцы, глубоко изучившие немецкий опыт с моделями «Молния» и создавшие свою ЗСАУ М42 по последнему слову техники.

1957 год ознаменовался началом работ по созданию новых систем самоходных зениток.

Первоначально их должно было быть две. Четырехствольная «Шилка» предназначалась для поддержки пехоты в бою и на марше, двуствольный «Енисей» должен был прикрывать танковые подразделения. С 1960 года начались полигонные испытания, в ходе которых явного лидера выявлено не было. «Енисей» имел большую дальность стрельбы, сбивая цели на высоте 3000 метров.

«Шилка» в два раза превосходила конкурента в стрельбе по целям на небольшой высоте, но не выше 1500 метров. Армейское начальство приняло решение, что второй вариант приоритетнее и в 1962 году вышел указ о принятии ее на вооружение.

Конструкция установки

Опытные образцы еще во время создания модели делались на шасси самоходных установок АСУ-85 и экспериментальных СУ-100П. Корпус сварной, хорошо защищал от пуль и осколков. Конструкция разделена на три части.

В корме расположен дизельный силовой агрегат, в середине боевая часть, а в головной отсек управления.

Справа на борту расположены в ряд 3 прямоугольных люка. Благодаря им возможен доступ к техническим узлам в машине их ремонт и замена. Обслуживание осуществляет экипаж из 4х человек. Кроме привычных – механика-водителя и командира сюда входят оператор дальности и старший радиоприемного корпуса.

Башня машины плоская и широкая, в центре которой расположены 4 ствола орудия АЗП-23 калибра 23 мм, названные по традиции всей линейки оружия – «Амур». Автоматика основана на принципе отвода пороховых газов. Стволы оснащены системой охлаждения и пламенегасителем.

ЗСУ шилка залп

Патроны подаются сбоку, ленточным способом, пневматика обеспечивает взведение зенитных автоматов. Башня имеет приборный отсек, с радиолокационным оборудованием, обеспечивающим поиск и захват целей в радиусе 18 километров. Наведение обеспечивается гидравликой или механическим способом.За минуту машина может сделать 3400 выстрелов.

  • радиолокация осуществляется благодаря нескольким приборам;
  • ламповой РЛС;
  • визира;
  • счетно-решающего прибора аналогового типа;
  • системы стабилизации.

Связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, внутри машины действует переговорное устройство ТПУ-4. Силовая установка является недостатком всей конструкции. Мотор обладает недостаточной мощностью для 19-ти тонной махины. Из-за этого «Шилка» обладает низкой маневренностью и скоростью.

Недоработки в размещении мотора привели к проблемам с ремонтом.

Для смены некоторых узлов механикам приходилось разбирать половину силовой установки и сливать все технические жидкости.Ход обеспечивается как на большей части гусеничной техники, парой ведущих и парой направляющих колес.

Машина Шилка

Движение производится с помощью 12 обрезиненных катков. Подвеска независимая, торсионного типа. Топливные баки вмещают 515 литров дизельного топлива, которого хватает на 400 км.

Сравнительные характеристики «Шилки»

Рассматриваемая машина была не первой в мире и далеко не единственной. Американские аналоги были готовы быстрее советских образцов, но скорость повлияла на качество и боевые характеристики.

Последующие образцы, имея примерно такие же характеристики, как и «Шилка», в процессе эксплуатации оказывался не на высоте.

Возьмем советскую «Шилку» и ее прямого конкурента ЗСУ/М163, стоявшего на вооружении американской армии.

Парметр Шилка ЗСУ\М163
Калибр, мм. 23 20
Темп стрельбы, выстрел/мин. 3400 3000
Покрытие км. 18 5
Дальность стрельбы км. 2,5 1,5
Бронирование мм. 9-15 38-44
Производство ед. 6500 671

Согласно характеристикам обе машины имели схожие параметры, однако советский образец обладал более высоким темпом стрельбы и плотностью огня, создавая за счет 4-х расставленных стволов огневой шквал, больший по площади, нежели у американского аналога.

Зсу-23-4 Шилка

Сам за себя говорит факт небольшой серии американского аппарата, а также снятие его с вооружения и сравнительная непопулярность у покупателей из других стран.

Советская модель до сих пор несет службу в 39 странах мира, хотя на ее место встали более продвинутые образцы.

Захваченные у союзников СССР образцы «Шилок» послужили основой для западногерманского аналога «Леопард», а так же многих идей для модернизации.

Особо стоит отметить надежность узлов боевых машин. Согласно анализу воспоминаний об эксплуатации, особенно на полигонных сравнительных испытаниях, западные образцы были надежными в эксплуатации, но «Шилка» ломалась все равно меньше.

Модификации машины

Новые технологии, долгая эксплуатация и несколько случаев захвата странами НАТО и их союзниками образцов подготовили почву для модернизации машины. Самые известные и массовые машины, ведущие родословную от «Шилки»:

  • ЗСУ-23-4В, модернизация, повысившая надежность установки и увеличившая на 150 часов ресурс газотурбинного аппарата;
  • ЗСУ-23-4В1, модернизация предыдущей машины, увеличившая точность стрельбы и надежность сопровождения цели на ходу;
  • ЗСУ-23-4М1, улучшена надежность стволов, РЛС и общая стабильность работы машины;
  • ЗСУ-23-4М2, модернизация для боев в горах Афганистана, снято оборудование для борьбы с авиацией, добавлено бронирование и боекомплект;
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюза», получившая систему распознавания «свой-чужой» под названием «Луч»;
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4», глубокая модернизация, в результате которой была заменена почти вся электронная начинка на новые разработки, были добавлены новые системы для более эффективного применения;
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5», получившая новую электронную систему управления огнем.

Имелись и модернизации машины для пуска управляемых ракет. Поскольку «Шилка» может сбивать летательные аппараты на небольшой высоте, ракетные модели исправляли эту особенность.

ZSU-4M4_Shilka-M4

Используемые ракеты на таких моделях – «Куб» и его модификации.

«Шилка» в боевых действиях

Впервые зенитная установка приняла участие в боях на территории Вьетнама. Новая система стала неприятным сюрпризом для американских летчиков. Высокая плотность огня и разрывающиеся в воздухе боеприпасы делали практически невозможным уйти от обстрела «Шилок».

Активное участие приняли новые системы в череде арабо-израильских войн. Только во время конфликта 1973 года египетские и сирийские машины сбили 27 «Скайхоков» ВВС Цахала. В поисках тактического решения проблемы обстрела «Шилками», израильские пилоты уходили на большую высоту, но там они попадали в зону поражения ракет.

Огромную роль сыграли «Шилки» во время войны в Афганистане.

По уставу, машины должны сопровождать колонны на расстоянии примерно 400 метров от других машин. Война в горах внесла свои коррективы в тактику. Авиации у мождхедов не было, поэтому за небо экипажи не переживали. При нападении на колонны же «Шилки» играли роль одного из главных сдерживающих факторов.

Благодаря 4-м 23-мм стволам «Шилка» стала лучшим помощником пехоты при неожиданных нападениях. Плотность и эффективность огня тут же перечеркнули все недостатки ходовой части. Пехота молилась на ЗСУ. Угол стволов позволял стрелять почти вертикально, а мощный патрон не считался с укреплениями типа глиняных стен в кишлаках. Очередь «Шилки» превращала моджахеда вместе с укрытием в однородную массу. За эти качества «духи» прозвали советскую ЗСУ «шайтан-арбой», в переводе чертова телега.

ЗСУ шилка -фото

Но главной задачей все же было прикрытие с воздуха. Добытые американцами образцы «Шилок» были всесторонне изучены, в результате появились самолеты с бронезащитой посолиднее. Для борьбы с ними советские конструкторы в 1980-х проводят глубокую модернизацию рассматриваемой ЗСУ. Просто сменить орудия на более мощные было недостаточно, пришлось заменять многие важные составляющие конструкции. Так родилась «Тунгуска», верой и правдой служащая в армии по сей день.

После появления новых машин «Шилку» не забыли. 39 стран поставили ее на вооружение.

Практически ни один конфликт второй половины ХХ века не обходился без применения этой машины.

Бывало, что «Шилки» оказывались по разные стороны баррикад, воюя друг с другом.

Для советских военных появление «Шилок» стало настоящей революцией. Развертывание традиционных батарей часто наводило тоску и ужас на офицеров и солдат из-за многочисленных действий, необходимых для грамотной защиты неба. Новая ЗСУ позволила защищать воздушное пространство на ходу, с минимальной предварительной подготовкой. Высокие характеристики, актуальные даже по современным меркам, сделали машину легендой, едва ли не сразу после рождения.

Видео

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • 1056
  • 0
  • 0

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

Пособие предназначено для подготовки офицеров запаса войск ПВО СВ по командным и инженерным специальностям, изучающим устройство зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». В нем описаны сущность, принципы работы ЗСУ, ее основных систем и узлов, порядок эксплуатации и технического обслуживания.

Может быть использовано в войсках для подготовки офицерского состава и номеров расчетов подразделений ПВО СВ.

2-е издание

ЕЩЕ

Популярные книги

  • Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса

    • Читаю
    • В архив
    • 117118
    • 51
    • 3

    Аннотация:

    Эта книга — исследование того, как устроена женская сексуальность, основанное на научных данных и …

    Блок — 18 стр.

  • Мятная сказка

    • Читаю
    • В архив
    • 102122
    • 64
    • 11

    Аннотация:

    События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что с…

    Фрагмент — 3 стр.

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»» Сойкин Юрий утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Отличный образец сочетающий в себе необычную пропорцию чувственности, реалистичности и сказочности. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. «Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»» Сойкин Юрий читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.

Читать Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»

Новинки

Огню плевать

  • 1
  • 0
  • 0

Аннотация:

В уютном доме Черных Юбок жестоко убит юный хулиган. Какая из вражеских банд нанесла удар и имеет …

Полный текст — 0 стр.

В уютном доме Черных Юбок жестоко убит юный хулиган. Какая из вражеских банд нанесла удар и имеет …

Остров, открытый Магелланом: Гуам

  • 3
  • 0
  • 0

Аннотация:

Книга представляет собой первое в советской литературе исследование истории и современного положен…

Полный текст — 0 стр.

Книга представляет собой первое в советской литературе исследование истории и современного положен…

Кругосветный бег «Золотой лани»

  • 3
  • 0
  • 0

Аннотация:

В книге рассказывается о знаменитом английском мореплавателе эпохи Великих географических открытий…

Полный текст — 0 стр.

В книге рассказывается о знаменитом английском мореплавателе эпохи Великих географических открытий…

Скандинав

  • 7
  • 0
  • 0

Аннотация:

Оказаться на Руси 9 века? Запросто! Получить в соседи славян, фино-угров, хазар и варяг? …

Полный текст — 0 стр.

Оказаться на Руси 9 века? Запросто! Получить в соседи славян, фино-угров, хазар и варяг? …

В новом Альбионе

  • 3
  • 0
  • 0

Аннотация:

Книга посвящена мореплавателю XVIII в. капитану Джорджу Ванкуверу, который прославился своим круго…

Полный текст — 0 стр.

Книга посвящена мореплавателю XVIII в. капитану Джорджу Ванкуверу, который прославился своим круго…

Британия южных морей

  • 5
  • 0
  • 0

Аннотация:

Новозеландские острова открывались трижды. Первыми пришли туда древние полинезийцы. Потомки их дон…

Полный текст — 0 стр.

Новозеландские острова открывались трижды. Первыми пришли туда древние полинезийцы. Потомки их дон…

Пять капитанов

  • 1
  • 0
  • 0

Аннотация:

Книга доктора исторических наук Кима Малаховского включает пять очерков о выдающихся мореплавателя…

Полный текст — 0 стр.

Книга доктора исторических наук Кима Малаховского включает пять очерков о выдающихся мореплавателя…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зсс зсб у инструкция по применению
  • Зсв 20 станок заточной паспорт инструкция
  • Зпу 135 инструкция по эксплуатации зарядно пусковое устройство
  • Зпу вымпел 30 инструкция по применению
  • Зоэли инструкция по применению отзывы женщин после 40 лет отзывы